На обычной «Татре» по африканскому бездорожью 50 лет назад
Чехи Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд в конце 40-х годов за три года объездили всю Африку, Южную и Центральную Америку на легковой «Татре», забираясь в самые глухие уголки. Машина мужественно сражалась с бездорожьем и не раз вывозила их из почти смертельных ситуаций.
Первое путешествие началось 22 апреля 1947 года в Праге у здания Автоклуба. Ганзелка и Зикмунд отправились в путь на обычном серийном автомобиле «Татра 87». Прежде, чем состоялся этот старт, друзья долго готовились к дальнему путешествию, совершенствовались в фото- и киносъёмке. Мирoслав учил языки: английский, французский, русский, испанский, немецкий и даже арабский. Иржи выучил суахили, на котором можно было объясняться по всей восточной Африке. Но главное – они сумели убедить руководство автозавода в пользе этого мероприятия для популяризации в мире марки «Татра». Завод выделил друзьям автомобиль и, кроме того, путешественники ещё получили стипендию в размере 400 тысяч крон (8 тысяч долларов по тогдашнему курсу).
Мирослав Зикмунд рассказывал: «Мы начали это путешествие спустя два года после окончания войны. Все международные отношения были на тот момент разрушены, и мы, молодёжь, надеялись их как-то восстановить и нормализовать». Автомобиль «Татра 87», на котором Иржи и Миро пустились в путь, начали выпускать ещё в довоенное время. В отличие от современных автомобилей того же класса «Татра 87» имел ряд преимуществ, например, дорожный просвет составлял 230 мм. Сейчас такой клиренс встречается далеко не у каждого внедорожника.
V-образный восьмицилиндровый 3,0-литровый двигатель имел воздушное охлаждение и обдувался двумя мощными центробежными вентиляторами. Отсутствие потребности в охлаждающей жидкости стало ценным качеством в пустынных и засушливых регионах африканского континента. Сам мотор вместе с коробкой передач был вынесен назад, за заднюю ось. От шума и жара двигателя пассажиры были защищены просторным багажным отделением, откидывающейся спинкой заднего сиденья и дополнительным стеклом внутри кузова.
Африканская часть поездки началась в Касабланке, куда «Татра» вместе с экипажем была доставлена на корабле из Марселя. Уже в первой части маршрута случилась неприятность, поставившая под угрозу всё предприятие. В Ливии у «Татры» неожиданно отказали тормоза, и она врезалась в бетонный блок. Вся передняя часть автомобиля оказалась смятой, было повреждено рулевое управление. Для ремонта требовались оригинальные запчасти. Связавшись с руководством завода, друзья получили рекомендацию не ремонтировать машину, а заменить ее на другую. Случайно оказалось, что в порту Александрии уже давно находятся три точно таких же автомобиля. Было решено взять новый, а разбитый морем отправить обратно в Чехословакию. Но до Александрии оставалось ещё 2500 километров, туда из Ливии «Татра» ехала в кузове грузовика.
Теперь перед ними лежала Нубийская пустыня. Иржи и Миро стали первыми, кто пересёк её на автомобиле. Небольшой запас горючего и воды не гарантировал благополучного завершения переезда по пустыне. Машина была загружена под завязку и, к счастью, двигатель не требовал запаса охлаждающей жидкости. Для преодоления «тяжёлых» песков путешественники приготовили противопесочные ленты. Удача сопутствовала чехам, и они не застряли в песках и не заблудились в пустыне.
Затем, в Эфиопии, они преодолевали горные перевалы высотой до 3200 метров, среди которых был и перевал Смерти (2490 м). В Кении машина вязла в болотах. Температура воздуха достигала порой 59 градусов Цельсия в тени. Затем друзья побывали в гостях у пигмеев в девственном лесу Итури в самом центре Экваториальной Африки и между делом совершили пешее восхождение на Килиманджаро. Через 431 день после старта в Праге друзья, проехав весь африканский континент с севера на юг, достигли Кейптауна. Здесь «Татру» погрузили на корабль и отправили через океан к берегам Южной Америки.
В столице Аргентины Буэнос-Айресе начались южноамериканские приключения Иржи и Миро. Их маршрут проходил по дорогам Аргентины, Парагвая, Бразилии, Боливии, Перу и Эквадора. В Боливии друзья заехали к охотникам за черепами. Этой части пути они посвятили отдельную книгу. Машины пересекли Кордильеры, преодолевая высоты более 4000 метров, и, наконец, достигли перешейка, соединяющего Южную Америку с Северной. Через Панаму, Сальвадор и Гватемалу «татра» добралась до Мексики. На этом закончилось первое путешествие: в Мексике, карабкаясь по пирамидам, Ганзелка сломал левую руку и не мог дальше продолжать, ему требовалась операция. У Зикмунда возникли проблемы с американской визой: его не пускали в США, а на предложение принять американское гражданство он ответил отказом. Началось долгое возвращение в Европу вместе с автомобилем на французском пароходе, доверху заполненном тюками с хлопком. Домой они попали только в 1950 году.
За 1290 дней пути Ганзелка и Зикмунд объехали больше сорока стран в Европе, Африке и Южной Америке, преодолели сто одиннадцать тысяч километров, двенадцать раз пересекли экватор, сделали более десяти тысяч фотографий и отсняли одиннадцать километров плёнки разных форматов.
В 1959-64 годах Ганзелка и Зикмунд на автомобиле Tatra 805 совершили новое большое путешествие по странам Ближнего Востока, Азии и СССР. Вот на таком:
По материалам своих поездок они выпустили несколько фильмов, написали десятки книг, которые были переведены на одиннадцать языков мира. На русском было издано семь толстенных томов с огромным количеством фотографий. После событий в Чехословакии 1968 года путешественники попали в опалу и исчезли из поля зрения общественности. Иржи Ганзелка умер в 2003 году в возрасте 82 лет, а Мирослав Зикмунд живёт и здравствует, отпраздновав 100-летие в феврале этого года. После развала соцлагеря снова стали выходить их книги, Зикмунд совершил несколько новых путешествий в Японию, Австралию, Шри-Ланку и Мальдивы.
Источник: club4x4
В комментариях запрещен мат.