ruende

Путешествия

Экспедиции • Пробеги

На обычной «Татре» по африканскому бездорожью 50 лет назад

Чехи Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд в конце 40-х годов за три года объездили всю Африку, Южную и Центральную Америку на легковой «Татре», забираясь в самые глухие уголки. Машина мужественно сражалась с бездорожьем и не раз вывозила их из почти смертельных ситуаций.

Татра 87 Ганзелки и Зикмунда

Первое путешествие началось 22 апреля 1947 года в Праге у здания Автоклуба. Ганзелка и Зикмунд отправились в путь на обычном серийном автомобиле «Татра 87». Прежде, чем состоялся этот старт, друзья долго готовились к дальнему путешествию, совершенствовались в фото- и киносъёмке. Мирoслав учил языки: английский, французский, русский, испанский, немецкий и даже арабский. Иржи выучил суахили, на котором можно было объясняться по всей восточной Африке. Но главное – они сумели убедить руководство автозавода в пользе этого мероприятия для популяризации в мире марки «Татра». Завод выделил друзьям автомобиль и, кроме того, путешественники ещё получили стипендию в размере 400 тысяч крон (8 тысяч долларов по тогдашнему курсу).

Ганзелка и Зикмунд со своей Татрой

Мирослав Зикмунд рассказывал: «Мы начали это путешествие спустя два года после окончания войны. Все международные отношения были на тот момент разрушены, и мы, молодёжь, надеялись их как-то восстановить и нормализовать». Автомобиль «Татра 87», на котором Иржи и Миро пустились в путь, начали выпускать ещё в довоенное время. В отличие от современных автомобилей того же класса «Татра 87» имел ряд преимуществ, например, дорожный просвет составлял 230 мм. Сейчас такой клиренс встречается далеко не у каждого внедорожника.

V-образный восьмицилиндровый 3,0-литровый двигатель имел воздушное охлаждение и обдувался двумя мощными центробежными вентиляторами. Отсутствие потребности в охлаждающей жидкости стало ценным качеством в пустынных и засушливых регионах африканского континента. Сам мотор вместе с коробкой передач был вынесен назад, за заднюю ось. От шума и жара двигателя пассажиры были защищены просторным багажным отделением, откидывающейся спинкой заднего сиденья и дополнительным стеклом внутри кузова.

Заднее расположение двигателя у Татры 87

Африканская часть поездки началась в Касабланке, куда «Татра» вместе с экипажем была доставлена на корабле из Марселя. Уже в первой части маршрута случилась неприятность, поставившая под угрозу всё предприятие. В Ливии у «Татры» неожиданно отказали тормоза, и она врезалась в бетонный блок. Вся передняя часть автомобиля оказалась смятой, было повреждено рулевое управление. Для ремонта требовались оригинальные запчасти. Связавшись с руководством завода, друзья получили рекомендацию не ремонтировать машину, а заменить ее на другую. Случайно оказалось, что в порту Александрии уже давно находятся три точно таких же автомобиля. Было решено взять новый, а разбитый морем отправить обратно в Чехословакию. Но до Александрии оставалось ещё 2500 километров, туда из Ливии «Татра» ехала в кузове грузовика.

Теперь перед ними лежала Нубийская пустыня. Иржи и Миро стали первыми, кто пересёк её на автомобиле. Небольшой запас горючего и воды не гарантировал благополучного завершения переезда по пустыне. Машина была загружена под завязку и, к счастью, двигатель не требовал запаса охлаждающей жидкости. Для преодоления «тяжёлых» песков путешественники приготовили противопесочные ленты. Удача сопутствовала чехам, и они не застряли в песках и не заблудились в пустыне.

Татра 87 Ганзелки и Зикмунда в пустыне

Затем, в Эфиопии, они преодолевали горные перевалы высотой до 3200 метров, среди которых был и перевал Смерти (2490 м). В Кении машина вязла в болотах. Температура воздуха достигала порой 59 градусов Цельсия в тени. Затем друзья побывали в гостях у пигмеев в девственном лесу Итури в самом центре Экваториальной Африки и между делом совершили пешее восхождение на Килиманджаро. Через 431 день после старта в Праге друзья, проехав весь африканский континент с севера на юг, достигли Кейптауна. Здесь «Татру» погрузили на корабль и отправили через океан к берегам Южной Америки.

В столице Аргентины Буэнос-Айресе начались южноамериканские приключения Иржи и Миро. Их маршрут проходил по дорогам Аргентины, Парагвая, Бразилии, Боливии, Перу и Эквадора. В Боливии друзья заехали к охотникам за черепами. Этой части пути они посвятили отдельную книгу. Машины пересекли Кордильеры, преодолевая высоты более 4000 метров, и, наконец, достигли перешейка, соединяющего Южную Америку с Северной. Через Панаму, Сальвадор и Гватемалу «татра» добралась до Мексики. На этом закончилось первое путешествие: в Мексике, карабкаясь по пирамидам, Ганзелка сломал левую руку и не мог дальше продолжать, ему требовалась операция. У Зикмунда возникли проблемы с американской визой: его не пускали в США, а на предложение принять американское гражданство он ответил отказом. Началось долгое возвращение в Европу вместе с автомобилем на французском пароходе, доверху заполненном тюками с хлопком. Домой они попали только в 1950 году.

a5

За 1290 дней пути Ганзелка и Зикмунд объехали больше сорока стран в Европе, Африке и Южной Америке, преодолели сто одиннадцать тысяч километров, двенадцать раз пересекли экватор, сделали более десяти тысяч фотографий и отсняли одиннадцать километров плёнки разных форматов.

В 1959-64 годах Ганзелка и Зикмунд на автомобиле Tatra 805 совершили новое большое путешествие по странам Ближнего Востока, Азии и СССР. Вот на таком:

Татра 805

По материалам своих поездок они выпустили несколько фильмов, написали десятки книг, которые были переведены на одиннадцать языков мира. На русском было издано семь толстенных томов с огромным количеством фотографий. После событий в Чехословакии 1968 года путешественники попали в опалу и исчезли из поля зрения общественности. Иржи Ганзелка умер в 2003 году в возрасте 82 лет, а Мирослав Зикмунд живёт и здравствует, отпраздновав 100-летие в феврале этого года. После развала соцлагеря снова стали выходить их книги, Зикмунд совершил несколько новых путешествий в Японию, Австралию, Шри-Ланку и Мальдивы.

Источник: club4x4

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

01.04.2019
 926     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 5180     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 1255     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 1902     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…
07.03.2019
 10667     

УАЗ Патриот, Соболь 4х4 или ГАЗель 4х4. Что лучше для семейных экспедиций?

Обзор и практическое сравнение УАЗ Патриота, ГАЗ Соболя 4х4 и ГАЗели 4х4 от владельца всех трех внедорожников Кирилла Невинского. На…
06.03.2019
 640     

АвтоПарк обнародовал календарь путешествий

Бюро путешествий «АвтоПарк» запланировало в 2019 году не менее 6 автопутешествий, в которых можно принять участие как на своем автомобиле…
05.03.2019
 25680     

Государственные льготы помогут купить российские внедорожники

С 1 марта в стране снова заработали государственные программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Из полноприводных легковых автомобилей…
28.02.2019
 3391     

Бюджетные хабы на «Соболь 4х4»

Сергей Агеев (Koleya4x4) рассказал как модернизировать бюджетные УАЗовские хабы, чтобы использовать их на «Соболе 4х4». Цена вопроса всего 3490 рублей.…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.