ruende

Путешествия

Экспедиции • Пробеги

RED Off-road Expedition: Кухня проекта

"Ну, посмотрим", - именно этой фразой, неосознанно и не специально, я отвечала Евгению Шаталову на все его смелые мысли о предстоящей RED Off-Road Expedition. Совсем не представляла, что меня ждет впереди, а Женя продолжал пугать: "Вот, - говорил он, - в таких проектах раскрывается истинная сущность человека, без прикрас и лжи он предстает таким, какой он есть". Это предсказание меня не очень-то радовало, ибо что-что, а некоторые особенности моего темперамента уже давно не являются для меня тайной, а представлять их общественности пока как-то не готова. Но сбегать поздно: позади Москва, впереди Казахстан и 12 дней для самопознания.

Путешествия бывают разные, протяженные и хорошо подготовленные, выходного дня и длинные экстремальные. Но, как показывает жизнь, самые интересные приключения происходят совсем не запланировано. Отправляясь в RED Off-Road Expedition, проводимую UAZ Patriot клуб г. Челябинск, я не то, чтобы сознательно, сколько от вечной нехватки времени (хотя, если честно, больше от лени), ничего не стала читать про полуостров Мангистау (Мангышлак) -  западную оконечность Казахстана, основную цель нашего пути.

Alena15

Официально и важно знать для дальнейшего понимания текста

RED Off-road Expedition – новое "детище" UAZ Patriot Club Ural г.Челябинск и его предводителя Евгения Шаталова. Задуман как глобальный и долгоиграющий проект, главная цель которого (как я поняла) – это формирование истинно-джиперского духа взаимопомощи и поддержки среди поклонников 4х4, совмещенного с путешествиями по разным интересным местам. Хотя путешествие, наверно, все-таки оказалось первично….

Alena25

С 1 по 12 мая первая RED-экспедиция проехала по западной части Казахстана, основная цель передвижения – полуостров Мангистау (Мангышлак). Маршрут передвижения выглядел так: Челябинск – Уральск (РК) полуостров Мангышлак (Мангистау) - Шеркала - Конкреции - Меловые горы - Шакпак-Ата - Бозжира - Карын-Жарык – Уральск (РК) - Челябинск. Общая продолжительность маршрута от Челябинска 5500 км, в которые входили 1500 км степных дорог, бездорожье с крутыми спусками и подъемами, пески Сенек. В проекте участвовало 11 автомобилей (включая две машины организаторов), три мотоцикла, общее количество человек – 26.

Alena34

По замыслу авторов, следующих добрым традициям Camel Trophy, победитель экспедиции (а без него никуда) должен быть определен по гамбургскому счету. Происходило это примерно так: экипажи – машины по своему желанию разбивались на команды, которые в свободном порядке передвигались по маршруту, предложенному организатором. Ежедневно каждый экипаж получал маршрутный лист, где были записаны места, рекомендованные для посещения, а дальше участники уже сами решали, во сколько им выезжать, с какой скоростью передвигаться и, в принципе, как жить. Утром следующего дня каждый член команды индивидуально голосовал за наиболее понравившийся ему экипаж. Ну а та машина, которая собирала больше всего положительных плюсов, по итогам и получала главный приз.

Alena28

Определить формат

На протяжении шести первых дней экспедиции не могла сформулировать, в каком формате (Дневник, просто репортаж или отчет с параграфами) сделать итоговый материл об этом проекте. Любое путешествие – это все очень субъективно. Для каждого участника каждый день был своим. Я вот, например, первые два дня перегона от Челябинска до Шеркалы совсем не помню, ибо большую часть времени проспала на заднем сиденье автомобиля. А вот другие точно провели это время совсем иначе… Потому весь последующий текст прошу считать исключительно мнением автора, а все события, которые действительно имели место быть, опять же будут поданы с моей личной точки зрения. Сам отчет об экспедиции (по моему волевому решению) будет состоять из двух направлений: быт и мое восприятие происходящего будет переплетаться с описанием мест, которые мы посетили за это время. Итак, поехали!

Alena8

Пыль, пыль, пыль и пыль…

Не буду вам врать и приписывать своей натуре романтические нотки, говоря, что красота Казахстана меня настолько поразила, что я в буквальном смысле забывала обо всем. Конечно же, нет! Даже спустя 1,5 месяца после возвращения, первая ассоциация при слове "Казахстан" связана с глубоким желанием тут же принять душ. 5500 км, пески, степи, снова пески, море, опять песок, горы, солончаки и снова песок. Или временами это была просто пыль? "Понимая себя", как было и предложено заранее, вынуждена признать, что я больше "девочка", чем могла себе представить. Да, я не могу без ежедневного душа! Да, на пятый день пути, не получая желаемого, стала озабоченной, злой и, конечно же, капризной (особенно в этом плане натерпелись мои "Орлы" Саня и Витя). Пыль / песок, который, кажется, проник во все клеточки тела – это первое, что вспоминается о Казахстане. Хотя край удивительный. Никогда не думала, что скажу такое о Казахстане (да я вообще, если честно, не думала никогда о Казахстане), но это страна прекрасная, поразительная, восхитительная и очень интересная! Но при наличии душа или бани.

water

Подножье горы Шеркала

Шергала (Шеркала) — одиноко стоящая гора, необычной формы, примерно в 170 километрах от города Актау, недалеко от Шетпе. Если смотреть на неё с одной стороны, гора напоминает огромную белую юрту, но с другой — Шергала походит на спящего льва, положившего свою огромную голову на лапы. Поэтому и назвали гору — Шергала, что в переводе с туркменского означает «Лев-гора» или «Львиная гора». Львиная гора окружена ореолом любопытных легенд. Ее известняковые склоны отвесны и только к вершине становятся пологими, образуя гигантский шатёр, напоминающий верх юрты. Чтобы обойти Шергалу, понадобится не менее часа. А если вы захотите заглянуть в некоторые из многочисленных пещер, побродить на месте древнего поселения, выискивая черепки, свидетели былых цивилизаций, то часа вам не хватит. Существует народное поверье, если загадать желание, прежде чем обойти вокруг Шергалы — оно обязательно сбудется. Но главное — за каждым изгибом, за новым поворото,м открывается удивительный вид, настолько необычный, что порой кажется, что ты попал на необитаемую планету. Вокруг Шергалы россыпь шарообразных валунов — конкреций различной величины. Многие потрескались под действием ветра. Иные небольшие конкреции лежат разбитые. Внутри — след ракушки или рыбы. Степь у подножья горы зеленеет, цветёт. Шеркалу считают одной из святынь Мангыстау.

Alena9 2

Тысячи дорог Казахстана

Казахстан для меня – это еще и дороги. Бескрайние просторы Казахстана (деревьев очень не хватало уже на третий день пути) были испещрены тысячами всевозможных степных дорог. Они берут свое начало буквально ниоткуда, тесно переплетаются с другими такими же, но уводят, кстати, почти всегда в нужном направлении. Правда, при наличии GPS-навигатора. В первый день, когда мы только окунулись в настоящий Казахстан, Сашка и Витя (3 экипаж) не могли нарадоваться такому интересному и разнообразному ландшафту. Они разгонялись, летели, поднимали столбы пыли, ну и просто вели себя как мальчишки. Мне же на заднем сиденье автомобиля от их ребячества было не очень весело, потому постоянно ворчала и высказывала свое капризное недовольство. В конце концов, правильно прижав себя рюкзаками, мне в очередной раз удалось заснуть.

Alena23

Конкреции

Каменные шары. В продольных долинах между кряжем Каратау и уступами Актау обнажаются нижнемеловые глины и пласты песчаника с шарообразными конкрециями диаметром до 1,5-2 м (местами до 3 м и более). В результате выветривания песчаника и удаления песка конкреции оказались на поверхности, образовав скопления в виде рядов гигантских шаров, иногда полых внутри (внутренние части конкреций выдуты).

IMG 0547

Что касается асфальтированных дорог, то они в Казахстане не в пример российским: ровные, новые и практически лишены каких-либо неровностей. При этом, желания разогнаться на полной скорости у местных водителей нет: максимально разрешенная скорость на автостраде — 90 км/ч, а превышение норматива карается существенно, минимальный штраф составляет 1800 российских рублей. С учетом того, что для большинства местных жителей это приличная сумма, то рисковать лишний раз никто не хочет. Нет проблем и с дозаправкой топлива — АЗС стоят почти на каждом шагу, причем чаще всего попарно. Но, опять же, это в городах и на более или менее оживленных трассах. Сворачивая с асфальта, нужно обязательно иметь несколько канистр про запас.

Alena3

Местные

Отправляясь в Казахстан, я заранее приписывала местным жителям нотки расизма и не очень хорошего отношения к русским. Но я была не права. Нам были рады. Нам улыбались. Нам подсказывали. Нас даже (большую такую толпу) накормили вкуснейшим обедом местные жители, на которых мы случайно набрели в Султан-ата. Хотя первые несколько дней меня поразило отсутствие людей в населенных пунктах. Любой поселок или деревня казались безжизненными и складывалось впечатление, что при виде надвигающегося автомобильного каравана, все местные жители прятались по домам.

Alena19 2

Подземная мечеть Шакпак-Ата

Уникально место, крайне рекомендуется к посещению. Живописное кремниевое ущелье предвосхищает путь к горе Унгазы, в которой вырублена подземная мечеть Шакпак-Ата. В переводе "Шакпак-Ата" означает "старец-кремень". Легенды рассказывают, что когда появлялась надобность достать огонь, батыру Шакпак-Ата было достаточно прикоснуться одним ногтем к другому, чтобы искры посыпались в разные стороны. Сохранилось историческое свидетельство того, что Шакпак-Ата (Шахмардан), является исторической личностью, внуком Шопан-ата, последователем учения Ходжи Ахмеда Яссауи и относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.Ярким проявлением камнерезного кочевого искусства является мечеть Шакпак-Ата. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. Основная зала увенчана массивными колоннами. В центральной части свода – световой колодец, украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Проходы в пещере изгибаются и петляют, поднимаясь винтовыми каменными лестницами вверх. На известняковых скалах, будто каменные сосульки, потеки каменных пород сохранились в вечности. Подземные мечети, вырубленные в скалах природного ландшафта края, считаются особо почитаемыми святыми местами. И стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний. Археологами доказано, что в 14 веке здесь уже жили люди. Планируется передать уникальную мечеть Шакпак-Ата под охрану ЮНЕСКО.

Экипажи

Как-то принято писать, что во время "такой-то экспедиции" появились настоящие друзья, теперь будем дружить всю жизнь и никогда (никогда!) друг друга не забудем… И тут не буду вам врать: в этот раз такого не было! Бесспорно, в каком-нибудь неожиданном месте мне будет приятно увидеть участников RED Off-road Expedition, но… Да, не спорю, это может быть только мое личное мнение, но сроднилась до приятной улыбки я только с некоторыми людьми. Хочу выразить отдельный привет моему третьему экипажу Александру Филькову и Виктору Жигалкину. Так получилось, что именно им было поручено в течение трех дней вести меня от Челябинска до второго базового лагеря, а потом еще на протяжении маршрута несколько дней и, конечно, обратно. Наверно, проведя столько же времени с другими экипажами, я испытывала такие же теплые чувства и к ним, но как сложилось, так сложилось. Обращаясь опять же к главному постулату экспедиции "Познавая себя", вынуждена признать, что человек-то я все-таки очень эгоистичный. А Саня и Витя, совершенно незнакомые парни, которые, в принципе, ничего мне не должны, терпели все выходки с таким спокойствием, что в конце концом мне стало стыдно. Поэтому официально готова признать: ребята, вы Орлы! (в моей собственной классификации мужчин – это высшее звено :) ).

Alena24

Жигылган — Павшая Земля

Практически ровная и, казалось бы, бескрайняя  степь вдруг обрывается отвесным  обрывом в форме полумесяца протяженностью более 3 км.  Высота отвесной стены  местами достигает высоты 50 м. У основания этой стены располагается невообразимый каменный хаос. Здесь  массивная известняковая плита толщиной 30-35 м, которая и формирует  поверхность Тупкараганского плато, провалилась в некую пустоту, превратившись в нагромождения  растрескавшихся  массивных блоков, стен и  башен. Жыгылган –  огромный геологический оползень возникший в результате подмочки глинисто-песчаной подушки, на которой покоился  пласт известняка. Очень вероятно, что такая площадь Тупкараганского "панцыря" могла сдвинуться в результате мощного подземного толчка. Тяжелая плита собственным весом выдавила мягкую подстилку и сбросила ее в море, а сама превратилась в  будоражащий фантазию провал. Скорее всего, что оползень случился  в исторически недавнее время. Провал был местом природного  убежища людей в древности. Археологам известны  в каменном хаосе три полуразрушенные крепости 14-15 вв. и масса наскальных рисунков. И при всем этом Жыгылган остается местом далеко не познанным и таинственным. Говорят, здесь обитают духи.

Alena20

Еще один экипаж, к которому я лично прониклась теплыми дружескими чувствами – это пятый. Поясню: это семейная пара, принявшая участие экспедиции с двухлетним ребенком (если быть точной, на момент начала экспедиции Глебке было 1 год 11 месяцев). Когда я впервые увидела, что с нами будет путешествовать ребенок, меня это немало напрягло. Ну, мы все равно находимся в более или менее ограниченном пространстве, а маленькие дети, как известно, имеют склонность громко плакать, кричать и просто вносить некоторый шум в общую взрослую атмосферу. Оказалась глубоко не права. При мне Глеба плакал только раз и то потому, что была такая необходимость: ребенок спал, а его надо было спустить с перевала (папа ехал на машине, мама шла пешком).

gleb

Хороший день прошел в компании десятого экипажа семьи Горшковых. А в остальном… может, сейчас кого-то задела своими суждениями, но сдружиться просто не было возможности.

Alena3 2

Дорога мимо впадины Карагие

Самая глубокая впадина на территории бывшего СССР расположена в восточной части Мангышлакского плато, примерно в 50 км от города Актау, с северо-запада на юго-восток простирается одна из самых глубоких в мире впадин с отметкой -132 м ниже уровня моря. На северо-восточных чинках впадины Карагие сохранились памятники истории, стоянки древних людей.
Карагие - название тюркское, в переводе означает "Черная пасть". Во впадине несколько лет ученые Казахстана проводили исследования. Оказалось, что почти безводная впадина Карагие является природным генератором дождевых облаков. В результате восходящего воздуха в летнюю пору над впадиной формируются многокилометровые дождевые облака. Говорят, давным-давно на этом месте существовало озеро, и имя ему было - Батыр - "Храбрый воин". Затем образовалась впадина. Ее длина - 40 км, ширина - 10 км. Образование впадины связывают с процессом выщелачивания соленых пород, с просадочными и карстовыми процессами, имевшими место на побережье Каспийского моря".

Alena18 2

Бытовой момент

Мне хочется погундеть о кухне проекта. Так воспитана своим прежним руководителем, что в любом проекте, который мы проводили (экспедиции, соревнования, разные культурные выезды) у нас в принципе не было понятия "дежурство". Просто потому, что мы всегда все делали совместно. Ежедневно совместно готовили завтрак, ужин, мыли посуду и также совместно сидели за общим столом. А еще у нас было строго: если в 8 выезд, значит, в 8 выезд, а чаще всего и раньше. Воспитанная на всех этих правилах, я, мягко говоря, бесилась, когда видела, что время 10.30, а некоторые еще даже палатки не собрали. И ведь они еще даже не спешат. Так каждый день… Женя Шаталов относился к этому философски-спокойно, хотя я бы на его месте всех построила и велела маршировать (опять же отголоски работы с прежним начальником). Ну а совсем, на мой взгляд, вопиющий случай произошел, когда один из экипажей отказался в свой срок мыть общий казан (ужин и завтрак готовили коллективно, но, по факту, этим занимались только Максим Глазунов и Оксана Шаталова). Нежелание присовокупиться к общему делу было объяснено элементарно просто: а у меня ногти! Не могу не поворчать и по этому поводу.

Alena1 2

Впадина Карынжарык

Впадина Карынжарык расположена в юго-западной части Мангистауской области, практически вся впадина находится на территории Устюртского заповедника. Впадины Карынжарык достигает -75 метров и находится под чинком Устюрта ниже кромки плато на 280 метров, что характерно для прибойной зоны морского берега современного Каспия. Время от времени впадины заполняются дождевыми водами после высыхания, которых остаются обширные солончаки. Впадина Карын-Жарык служит разделом между плато Устюрт и полуостровом Мангышлак. Ее дно покрывает самый протяженный в Мангистауской области сор Кендерли.
Пожалуй, эта точка является наиболее привлекательной частью впадины. Изюминка  кендерлинского солончака – пять останцовых гор, возвышающихся более чем на 150 м посреди солено-белого безмолвия. Три из них стоят близко друг к другу, из-за чего местные местные жители называют эти горы "Тремя батырами" или "Тремя братьями". Дно сора всегда влажное и покрыто соленой коркой, которая на солнце вспучивается венами бесконечных трещин. Во влажные сезоны солончак покрывается тонким слоем воды и тогда останцы, как неприступные острова, возвышаются над зеркальной гладью. Самое незабываемое зрелище открывается с высоких и обрывистых чинков устюртского плато, когда ты как бы нависаешь над кендерлинским сором, мысленно паря среди "батыров" Карынжарыка.

Alena32 2

Победители и коллективное право

И еще один не совсем честный 4х4 момент. Как говорила выше, в RED Off-road Expedition должен был быть победитель, выбранный коллективно наибольшим количеством голосом. Все честно, прозрачно и на доверии. Еще на старте проекта к такому предложению подсчета голосов многие участники подошли скептически. Мол, да получится "Дом 2", да будет коллективный сговор и так далее. Но у Евгения Шаталова и его команды, видимо, очень сильная вера в людей, так что правила он менять не стал. Как это часто бывает, ожидание и реальность разошлись. Коллективный сговор имел место быть. Как наблюдатель со стороны, отметила, что большинство экипажей, так и не поняли, как такое произошло. И все бы ничего (экипаж-победитель действительно многим помогал, у них всегда все было), но почему-то "осадочек остался" не только у меня.

Alena26

Лирика

Наверно, сейчас читая этот текст, в вашей голове предстают чудовищные картины и кажется, что все плохо. Вовсе нет! Просто, как правило, лирике уделяется первостепенное значение, а мне захотелось высказаться по быту (это все песок виноват!). RED Off-road Expedition на самом деле прошла на позитивной волне. Красоты сказочные, люди интересные, да и погода радовала. Получила большое удовольствие от проекта, от общения с новыми людьми, от того, что можно было каждый день куда-то ехать, ехать, ехать, снова ехать и при этом быть еще и на работе. Да, кстати, спасибо моей работе)
Казахстан – удивительный край, и если вы туда тоже поедите, то будьте уверены, что приятные впечатления будут с вами потом всю жизнь.

Alena1

Текст: Галина Кошелева
Фото: Алена Федотова

Спасибо семье Шаталовых за домашний приют и приглашение принять участие в проекте. Зовите еще))

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23658     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31894     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 7043     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 8039     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8927     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 14103     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7076     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7695     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.