Почему к нам не едут?
«Ладога Трофи» многие годы по разным показателям считалась крупнейшим в мире приключением на бездорожье. Ничего подобного по количеству участников, общему количеству единиц техники и логистическим перемещениям в России и в Европе до сих пор нет.
Время не стоит на месте – более чем за двадцать лет проведения марафона сменилось не одно поколение джиперов, но есть и такие, которые верны себе и продолжают ездить из года в год. Один из них знаменитый Турбодед: Анатолий Викторов, который в свои 83 года продолжает участвовать в «Ладоге», передавая свой бесценный опыт не только внуку, но и всем, кто оказывается на его пути «поперек колеи».
Тенденция последних лет такова, что марафон «Ладога Трофи» постепенно смещает акцент от спортивных зачетов к туристическим. Не по своей воле, а по велению времени, экологической и экономической ситуациям.
Делать интересные и красивые трассы для спортивных зачетов с каждым годом стало все сложнее. Экологические службы и соответствующие структуры не дремлют. Да и большого пополнения новыми участниками тоже не наблюдается – строить конкурентноспособные машины дело не дешевое. Соответственно, участников в туристических зачетах становится по понятным причинам все больше и больше. В «Туризм» можно ехать на бюджетно подготовленной машине и даже на стандарте.
«Ладога Трофи» – единственное российское внедорожное соревнование на которое приезжают иностранные участники. Традиционно – это экипажи из стран Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши. В разные годы к нам приезжали участники практически из всех европейских и не только стран. Были времена, когда российским экипажам в зачете ПРОТО и ТР-3 в лучшем случае доставались места не выше третьего. Организаторы тогда шутили, что «в рамках «Ладоги» состоялся этап Чемпионата Прибалтики».
Надо признать, что иностранных участников в целом стало меньше. Прибалты приезжают циклично: в один год много, в другой меньше. В Эстонии и Литве пока удается проводить интересные соревнования, на которые, кстати, приезжают и россияне. А вот в Латвии особо не разгуляешься – строгое законодательство не дремлет.
Европейский офф-роуд имеет свою специфику. Здесь нет ковровых болот, а если бы и были, то по ним никто не дал бы ездить. Здесь нет лесовозных дорог с глубокой колеей, потому что лес в промышленных масштабах практически нигде не заготавливают. Да и локальная вырубка леса проходит настолько бережливо и эстетично, что о лесовозной колее не может быть и речи. Все это, но в миниатюре, можно найти лишь на военных полигонах НАТО.
Тем не менее, в Европе и машин более чем достаточно и десятка полтора-два мероприятий имеется, между которыми и кочует вся евроджиперская братия. А в Россию по-прежнему многие ехать просто не хотят. Главная причина – российский офф-роуд не совсем в их формате. Да и слухами о прохождении российской границы земля полнится.
Их формат – локальные «засады» с быстрыми дорожками. Быстрыми настолько, что не сразу и поймешь, трофи это или ралли-рейды. Под это и заточены многие трофи-машины. К примеру, англичанин Джим Марсден, победитель всего на свете, умудряется разгонять свою машину до 130 км/час. Это тот формат и те скорости, когда не принято травить колеса, потому что быстрых отрезков гораздо больше, чем тяжелого офф-роуда. И что с такими передаточными числами в главных парах трансмиссии делать на наших болотах и лесовозках? Поэтому наше медленное трофи их и не привлекает.
Это on-board из машин эстонской и латышской команды с гонки Croatia trophy 2019. На этих кадрах не хватает каменистых участков трассы, которыми изобилуют испанские и португальские соревнования, но представление о том, что из себя представляет европейский офф-роуд, в целом получить можно:
Фото, видео: СергейБелостоцкий
В комментариях запрещен мат.