3 июня
Вся «не-автомобильная» внедорожная полноприводная техника на двадцатом трофи-рейде «Ладога» собралась в категории «ATV». Квадроциклисты поехали в ATV-Open и ATV-Adventure, а заводские команды и частные владельцы вездеходов - в ATV-Special.
«ATV-Open». Заряженные под тяжелое бездорожье стандартные квадроциклы. Самые распространенные доработки: усиленная подвеска, выведенные вверх воздухозаборники, перенесенный назад радиатор и колеса больше стандартных. Если проводить аналогию с автомобилями спортивных ладожских групп, то ATV-Open можно сопоставить с TR-2. В общем, узнаваемые квадроциклы, доработанные под серьезный off-road.
Соревнуются в ATV-Open на самых трудных трассах «Ладоги», проложенных для TR-3 и Proto, что говорит о высоком внедорожном потенциале машин и серьезной подготовке гонщиков.
«Крепкие и безбашенные», - так характеризует участников ATV-Open руководитель гонки Юрий Овчинников. Крепкие физически и ментально, ведь без «скорлупы» на ветру и в сырости, а то и в воде приходится проводить по несколько часов.
«Open» в названии зачета означает, что ограничений по доработке техники - минимум. Они, конечно, есть, и прописаны в технических требованиях: например, диаметр колес - до 740 мм, но, по большому счету, участники вольны делать со своими квадрами все, что им вздумается.
Побеждает в ATV-Open тот, у кого наименьшее время прохождения трассы и нет пенализаций за нарушения.
Зачет ATV-Adventure - полная аналогия Adventure автомобильному. Все то же самое, только на квадроциклах. По техническим требованиям напоминает TR-1, а точнее - заводские стандартные квадрики с повышенной проходимостью, но без кардинального изменения конструкции.
Главное отличие квадроциклетного Adventure от Open - в принципе подсчета результатов. У ATV-Adventure во все дни гонки (кроме последнего) есть только контрольное время, в которое надо уложиться. Победители определяются по количеству пройденных спецучастков, а в случае равенства показателей - по лучшему времени последнего дня.
В обоих зачетах, и ATV-Open, и ATV-Adventure, по соображениям безопасности соревнуются команды. Состав команды - два экипажа (квадроцикла). В каждом экипаже по одному человеку.
ATV-Special - самая разнообразная на трофи-рейде «Ладога» группа, в которой едет вся неавтомобильная техника, не попавшая в другие зачеты. Как точно охарактеризовал этот зачет его участник Алексей Гарагашьян - «Лебедь, рак и щука». Неофициальное название зачета - «Вездеходы».
Зачет развивающийся, но уже на второй год проведения состоявшийся, пусть и собранный из совершенно разных по своим характеристикам транспортных средств. Гусеничные «Арго», «Шерп» и «Хунта» на колесах низкого давления и шестиколесные ATV вполне успешно конкурируют друг с другом. В зависимости от грунта и рельефа, шансы победить на отдельных СУ есть у всех. Организаторы трофи-рейда «Ладога» надеются, что в следующем году наберется достаточное количество участников в каждую подгруппу, и соревнования пройдут среди однотипных машин.
К слову, зачет ATV-Special на «Ладоге», хоть это и не планировалось, стихийно стал той самой площадкой, на которой состоялась очная дуэль вездеходов «Шерп» и «Хунта». Напомним, заявлением "Я - HUNTA! Я - КОРОЛЬ БЕЗДОРОЖЬЯ! ШЕРП, А ТЫ КТО?" белорусы бросили вызов, а россияне его приняли. Правда, на соревнованиях минская заводская команда МАЗ-МАN всячески открещивалась от некорректных заявлений маркетологов. А результаты отдельных СУ и «Ладоги» в целом говорят сами за себя.
Куренков Станислав / Карякин Сергей, Снежинск / Екатеринбург, NN 501 / 502, команда «РЭМС»:
«Трассы, по сравнению с прошлым годом, суше и длиннее. Количество спецучастков увеличилось с семи до восьми, а суммарный километраж увеличился до 360 км. Но так интереснее. Единственное, что не понравилось - в очередной раз скучная и монотонная «Вепсская петля». А в остальном - все очень здорово, особенно дружеская атмосфера и взаимовыручка, потому мы сюда и приезжаем».
«Самые лучшие трофи-реды в России, а «Ладога» - действительно уникальное и единственное в мире трофийное мероприятие для квадроциклистов такого уровня», - утверждает самый именитый квадроциклист России, чемпион России, призер Чемпионата мира, участник «Дакара» Сергей Карякин.
Заводская команда вездехдов БМЕ-1015 «Hunta» («Хаски»). Александр Картынник (водитель), Андрей Мирончик (водитель, механик), Василий Рокаш (водитель, механик), Владимир Жаврид (администратор)
«На «Ладогу» мы приехали, прежде всего, испытать наши вездеходы, и они проявили себя великолепно. Поломка только одна - гнутся рулевые тяги, в остальном - все хорошо. Что до соревнования с «Шерпом», так это совершенно разные машины, и сравнивать их можно как самолет и вертолет. Да и ехали мы на «Ладогу» не соревноваться. Вездеходы наши серийные, а мы сами на трофи-рейде впервые. Невысокие результаты объясняются просто - лесные трассы не для «Хунты». Это машина для просторов, что мы и доказали, обогнав в один из дней на болотах финский ATV 6х6. А между деревьями мы просто не пролезаем. Заявление прессы, что «Хунта» лучше «Шерпа», мы тоже осуждаем, и производитель БМЕ-1015 к вызову на «дуэль» не имеет никакого отношения».
Алексей Гарагашьян, главный конструктор вездехода «Шерп», водитель экипажа N 598. Тимофей Черкасов, штурман «Шерпа»:
«Группа ATV-Special такая разношерстная, что проложить трассу, которая была бы удобна всем, невозможно. Результаты менялись каждый день в зависимости от того, каким был СУ, и в целом за всю «Ладогу» картина получилась более-менее объективная.
Вездеход, если он называется вездеходом, должен быть способен двигаться по любому бездорожью, будь то болото, камни или лес. Я считаю, что нашей группе предоставили разнообразное внедорожье, и надо было с ним справиться. Трассы прокладывались не под конкретные вездеходы, а для массовых TR-3, Proto и ATV-Open, и вездеходы должны были проходить там тем более».
Фото: М. Ласточкин
Фото: А. Саакян
Фото: А. Тонкопий