Вездеход «Пионер-М»: простота и живучесть
В мае под Санкт-Петербургом прошел финал Кубка России по трофи-рейдам на квадроциклах. Буквально за день до старта в редакции раздался звонок с предложением протестировать самодельный вездеход, который будет там в качестве пресс-кара. Мы решили сразу прихлопнуть двух зайцев: посмотреть финал и протестировать вездеход.
- Как пришла идея создания этого вездехода?
- Идея пришла обыкновенно: мы каждую весну выезжаем на охоту на гусей, и каждый раз из-за распутицы не можем до них доехать несколько километров, а идти пешком по болотам - не самое легкое занятие.
- Главная моя задача - это сделать очень простой вездеход. Причем настолько, чтобы любой человек, даже мало разбирающийся в технике, мог его обслужить. Поэтому все делалось из «жигулевских» деталей: двигатель , коробка, ступицы - от ВАЗ 2109. Руль, педальный узел, радиатор и два моста - это от «четверки», ВАЗ 2104. Все сделано для того, чтобы увеличить живучесть.
У вездехода - «плоская» гусеница, чтобы опора на грунт была наименьшая. Он весит 870 кг. В пересчете этотого веса на плоскость опоры у него получается давление на грунт 40 г на квадратный сантиметр. Это рекорд для вездеходов такого класса.
- Но, глядя на гусеницу, не скажешь, что она легкая. В ней много железа.
- Не легкая.
- А почему не нашли готовое решение, более легкое по весу?
- На самом деле, готового решения не существует, а то, что есть, весит еще больше.
- Не соглашусь. У канадского или череповецкого вездеходов резиновый трак наверняка весит меньше.
- Ну, не могу сказать! Все это делалось в условиях моей мастерской. Изначально я искал 3-миллиметровый швейлер, но не мог найти, поэтому пришлось заказать металл на заводе. Сам же погон состоит из очень крепкого шестислойного корда.
- Сколько времени заняла постройка вездехода с нуля?
- Постройка первого вездехода заняла два года, а это уже третий, более усовершенствованный. Его стихия - топкие болота. Ни один из сегодняшних вездеходов там не пройдет. (Мнение редакции по этому поводу существенно отличается от мнения изобретателя). Там, где раскисший торф или болота «с окнами» (открытыми водными участками), он едет легко. Он даже зимой выходит из воды на лед, что для «гусеничников» очень непросто.
- А какие, на ваш взгляд, слабые места в его конструкции?
Мне хочется придумать и сделать мягкую подвеску, потому что все-таки едет он жестковато. Но, что бы я ни придумывал, идет усложнение конструкции, ее утяжеление и удорожание. В этом варианте он прост и живуч. Когда шли ходовые испытания, я приезжал и на одном мосту, и на спущенных колесах. Поэтому в конструкции все нацеливалось на его живучесть.
- И какова максимальная скорость?
- По снегу он разгоняется до 40км/ч на четвертой передаче. На самом деле, идти по снегу - это самые тяжелые условия. У первого вездехода были проблемы с перегревом, у этой модели таких проблем нет.
- Если не секрет, какова его себестоимость?
- Если учесть, что я часть деталей заказывал на заводе, что-то у меня было, включая двигатель, то стоимость материалов - приблизительно около двухсот тысяч рублей. Это без стоимости работы. Если ставить на вездеход все абсолютно новое, то тысяч на сто он точно будет дороже.
- Одним словом, если у человека есть гараж, руки, желание и несколько сот тысяч денег, то он запросто может построить недорогой вездеход.
- Да, конечно! Ну, к примеру, этот вездеход я продаю за 400 тыс.руб., чтобы оправдать свои расходы, ну и, конечно, что-то заработать. Я ведь делаю их на заказ.
- Что в дальнейших планах?
- Продать этот и сделать новый. Не оставляю мысль сделать вездеход с подвеской, при этом чтобы он оставался проходимым и недорогим.
Мои впечатления неоднозначные: по твердым грунтовкам и лесным дорожкам ехать быстрее 20км/ч крайне некомфортно, сказывается полное отсутствие подвески, а автомобильные колеса даже в приспущенном состоянии не могут амортизировать все неровности, передаваемые через металлические поперечины на траках. Картина изменилась, когда мы выехали на болото. На скорости это никак не отразилось, зато мы ощутили всю прелесть его проходимости, но лопата, прикрепленная на борту, нам все же понадобилась.
Каким-то непонятным образом между колес, поперек вездехода, попал то ли ствол, то ли большая коряга, в результате чего мы встали без движения. Попытка сдвинуться вперед приводила к тому, что стала сползать задняя часть гусеницы, а если двигаться назад, то сползала передняя часть. И тут как раз пригодилась лопата: попеременно, то спереди, то сзади мы подправляли гусеницу вездехода, в то самое время, как Сергей Шапошников буквально по сантиметру дергал вездеход взад-вперед.
Из плюсов можно отметить наличие тента, который легко и быстро отстегивается по частям, делая вездеход кабриолетом, то, что кожух двигателя может служить достаточно просторным столиком и то, что «комфортно» в нем может сидеть четыре человека. Мы же ехали впятером. Если вы неприхотливый охотник, и такие слова как «дизайн» и «эргономика интерьера» вас особо не заботят, а на скорость вы вообще не обращаете внимания, то «Пионер-М», без сомнения, доставит вас в любую точку. Туда, где нет дорог!
Фото, текст: C. Белостоцкий
В комментариях запрещен мат.