На смену «Синей птице» пришел новый российский вездеход 6х6
В Мытищах начато производство нового трехосного полноприводного автомобиля, который существенно превосходит легендарную «Синюю птицу» по эксплуатационным характеристикам и обходится в два раза дешевле.
Специалисты Мытищинского приборостроительного завода (ООО «МПЗ») по заказу МЧС создали шасси высокой проходимости с колесной формулой 6х6, причем мосты разнесены на равные расстояния, а управлять можно колесами и передней, и задней оси.
В той самой «Синей птице», которая использовалась для поиска приземлившихся космических экспедиций, применялось очень много оригинальных комплектующих, поэтому в нынешних условиях такая машина получилась бы чрезмерно дорогой. Специалисты МПЗ побывали на заводе ПЗРА, выпускавшем «Синюю птицу», изучили опыт производства автотехники подобной схемы и решили строить собственный вездеход, ориентируясь на максимально широкое использование серийных комплектующих для грузовиков, преимущественно Камского автозавода.
В качестве базы был выбран тяжелый трехосный автомобиль повышенной проходимости - КАМАЗ-65224. У него позаимствовали раму, кабину, 400-сильный дизель Cummins, 16-ступенчатую механическую КПП ZF, мосты, подвеску, колеса, а также системы торможения и рулевого управления. Преимуществ такой конструкции несколько. Прежде всего, нагрузка более равномерно распределяется между всеми колесами. В повороте передние и задние колеса идут след в след, что дает существенную экономию расхода мощности при движении в глубоком снегу, вязком грунте и песке. Радиус поворота автомобиля длиной 9,5 м по оси следа переднего колеса не превышает 8 м, что означает значительно улучшенную маневренность. И, наконец, появляется возможность преодолевать овраги и канавы, непреодолимые для автомобилей с традиционным расположением осей.
Обойтись совсем без оригинальных узлов и агрегатов все же не удалось. В новом вездеходе реализован инновационный механизм, обеспечивающий запаздывание поворота колес заднего моста относительно колес переднего: они начинают поворачиваться лишь после того, как передние повернулись на угол 4,7 градуса, и через некоторое время «догоняют» их по углу поворота. Благодаря такой системе автомобиль с разнесенными на равное расстояние осями лучше управляется и не подвергается заносу на скоростях, характерных для движения по асфальтированным дорогам. У «Синей птицы» механизм запаздывания был с пропорциональным гидравлическим управлением, и на скорости выше 70 км/ч он просто не успевал срабатывать, что приводило к возникновению опасных автоколебаний задних колес. Для мытищинского механизма запаздывания был разработан полностью механический привод, а получившийся в итоге уникальный узел поворота задней оси защитили патентом.
По утверждению разработчиков, узел получился настолько надежный, что может без какого-либо обслуживания или регулировки отработать весь срок службы шасси, и в подтверждение этого заявления МПЗ дает пятилетнюю гарантию на механизм.
Вторая существенная особенность нового вездехода - переработанная подвеска среднего моста. Из-за изменения схемы расположения осей раздаточную коробку пришлось существенно сдвинуть вперед, поэтому при максимальном ходе подвески этого моста длины кардана стало не хватать. Для решения этой проблемы пришлось закрепить мост на оригинальном рычажном механизме: сверху поперечный А-образный рычаг, снизу – продольные рычаги, а рессоры моста сделать плавающими. Теперь кардан передает крутящий момент на центральную пару колес вне зависимости от их положения.
Благодаря тому, что автомобиль получился максимально унифицированным с серийным грузовиком, его стоимость, по сравнению с «Синей птицей», удалось снизить почти в два раза, кроме того, его можно обслуживать и ремонтировать в камазовских сервисных центрах. Среди других преимуществ нового вездехода, выгодно отличающих его от предшественника - сохранение габаритной ширины, позволяющей вписаться в требования для движения по дорогам общего пользования, существенно большая монтажная длина рамы, что позволяет монтировать на нее кузова и надстройки самого разного назначения, динамические характеристики на уровне обычных грузовиков повышенной проходимости и грузоподъемность до 18 тонн. В отличие от серийных внедорожных КАМАЗов, мытищинский вездеход из-за меньшего угла поворота управляемых колес можно комплектовать шинами с более широким профилем без превышения установленных законодательством для дорожных автомобилей габаритов.
Первый экспериментальный образец новой машины собрали в апреле прошлого года, а на сегодняшний день уже пять таких вездеходов работают в качестве аварийно-спасательных машин в Арктических поисково-спасательных отрядах МЧС России. В ближайшее время планируется построить еще пять таких машин.
Источник: СпецТехника и Коммерческий Транспорт
В комментариях запрещен мат.