Обрусевший шведский «Лось» стал «вездеходом Путина»
Исконно скандинавский вездеход BV-206 «Лось» (он же Bandvagn 206) давно «обрусел»: в России, и в частности в Северной столице, его перерабатывают и создают новые модификации. За рулем подобного президент России провел выходные в тайге. Журналисты теперь называют машину не иначе как «вездеход Путина» и стараются познакомиться с ней поближе.
Пользователи сети, узнавшие в этой машине шведского «Лося», поспешили упрекнуть главу государства в непатриотичности, но, как уверяют в Петербурге, незаслуженно.
Шведская компания Haegglunds разработала двухсекционный вездеход BV-206 в 1974 году для военных целей. В конце 1990-х годов компанию купила британская BAE Systems, и после этого вездеход перестали производить. Причины до сих пор точно не называются. Успевшие на тот момент распространиться по всему свету модели сейчас находятся либо в плачевном состоянии, либо были уже по несколько раз отремонтированы в специализированных ателье.
BV-206 лёгкий, компактный и проходимость относительно других вездеходов такого класса у него лучше, отмечают эксперты. Машина весит 4,5 тонны, что в два раза меньше аналогов. Легкость позволяет ставить менее мощный автомобильный двигатель и, соответственно, меньше расходовать топливо. Максимальная скорость, которую он развивает на суше, – 45 км/ч, в воде – 5 км/ч.
Сейчас в России локальные производители ремонтируют «Лосей», наполняют новой начинкой и разрабатывают на их базе собственные современные модификации, но приспособленные уже под совсем другие цели – спасательные операции, охоту, научные и арктические экспедиции, снабжение станций по добыче и сжижению природного газа. Один из таких производителей расположился под Петербургом. Журналисты питерского издания «Фонтанка» побывали на его площадке в Сертолово и прокатились на «спасательном» вездеходе-амфибии. В компании, кстати, признались, что так и не смогли выведать у шведских партнеров, почему к BV-206 приклеилось звериное прозвище.
Степень локализации вездехода 2019 года выпуска, на котором ездила «Фонтанка», официально составляет 60–65%. У него импортная коробка передач, литовская межсекционная балка, произведенная на заводе, функционирующем еще с советских времен, дизельный двигатель Mercedes 606. Шведы, кстати, также использовали исключительно двигатели Mercedes и Ford.
Из-за внутренней системы сдержек и противовесов найти возможность для импортозамещения здесь непросто, отмечает производитель. При этом гусеницы вездехода сделаны в Перми, кабины – в Нижнем Новгороде, установлена российская гидравлическая система. Сейчас компания нашла российские предприятия, с которыми работает над локализацией производства межсекционных балок и некоторых других компонентов.
Как рассказали в альянсе, наиболее востребованные на рынке модификации «Лося» обладают именно такой степенью локализации. Но уже есть придумка, как поднять ее до 80% за счет установки нового бензинового двигателя производства УАЗ – ЗМЗ-409 Pro. Однако он пока почти не востребован вездеходным рынком. К примеру, множество заказчиков петербургского производителя из северных регионов традиционно предпочитают машины на дизеле.
Также с 2012 года входящий в ГК ГАЗ Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗТГ) несколько лет производил модификацию «Лося» – ГАЗ-3351. Сейчас на сайте предприятия она не представлена, зато представлен ее более тяжелый аналог – ГАЗ-3344, который даже внешне заметно отличается от шведского вездехода. ГАЗ-3351 комплектовали австрийским двигателем Steyr M-16 и американской автоматической коробкой передач Allison. По информации с сайта ЗЗТГ, ГАЗ-3344 выпускают с ярославским двигателем ЯМЗ-5345, а еще один продукт предприятия, ГАЗ-3409 «Бобр», оборудуется мотором Cummins (США). На таком же моторе ходят некоторые не менее известные на рынке ишимбайские «Витязи».
Что до машины, удостоенной внимания президента, fontanka.ru считает, что он пересекал тайгу либо на экземпляре, произведенном когда-то ГАЗ, либо на восстановленной машине иного производства, о технической начинке которой остается лишь догадываться.
Источник: fontanka.ru
Фото: Сергей Михайличенко
Заметим, что обзавестись своим «Лосем» не сложно – компания Ex-Road занимается как их продажей, так и доработками.
В комментариях запрещен мат.