Необычная «Победа» бороздит просторы Крыма уже два десятилетия
Странная «Победа», вызвавшая на днях всплеск восторга в Сети, построена руками егеря Ялтинского лесничества в самом начале двухтысячных, если не раньше. Внедорожник на протяжении многих лет честно выполняет свои задачи и успешно покоряет горные крымские дороги.
Фотография самодельного внедорожника на днях была опубликована в одном из автомобильных сообществ в Instagram и, несмотря на то, что конкретной информации о самоделке не было никакой, публикацию подхватили разные сетевые СМИ (например), выдумывая про нее кто во что горазд. Нам же захотелось узнать настоящую историю этой замечательной машины и внезапно это удалось.
Копаясь в недрах Интернета, мы нашли массу фотографий крымской «Победы», датированных от начала двухтысячных до наших дней. Буквально каждый год машина попадалась в крымских горах на глаза каким-нибудь туристам или в Ялте самим крымчанам, и ее фото выкладывались на разных сайтах и форумах с восторженными комментариями. В конечном итоге поиск вывел нас на статью из 7-8 номера журнала «Полный привод 4х4» от 2004 года, сканы которой опубликовал сайт gaz20.spb.ru. Из статьи мы узнали не только, как эта машина появилась на свет, но и познакомились с ее создателем – егерем Виктором Александровым.
Кстати, разглядывая фотографическую ретроспективу, мы обратили внимание, что за прошедшие годы автомобиль претерпел ряд изменений, по крайней мере, внешних. Вот два фото от 2007 года (слева) и 2002-го – как говорится, найди 10 отличий...
Забегая вперед, хочется отметить: автомобиль вышел таким гармоничным и интересным, что некоторые зарубежные издания именно его выдавали за произведение Горьковского автомобильного завода, построенное на основе ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Полноприводная «Победа» выпускалась под индексом ГАЗ М-72. Таких статей нам попалось далеко не одна и в изданиях разных стран (например, вот или вот). В конце нашей публикации мы немного расскажем и об этом интересном советском проекте.
А сейчас: КРЫМСКИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ
Представьте, что вы лесничий. Под вашим чутким надзором находится 320 гектаров заповедного леса, до десяти месяцев в году находящегося в пожароопасном состоянии. По лесу шныряют туристы, приезжают любители пикников и шашлыков, частенько забредают охотники. И каждому хочется романтики: такой, чтобы сучья в костре потрескивали и искры к небу взлетали. Не хотите пожара? Тогда придется день за днем обходить, а где возможно и объезжать, свои владения, объясняя и растолковывая нерадивым романтикам правила поведения в лесу, затем проверять, а порою заливать брошенные кострища. Ну а если все-таки загорелось, то от того, как быстро вы доберетесь до места, напрямую зависит, сколько выгорит ценного заповедного леса и какие средства потребуется для его тушения. Одним словом, без транспорта не обойтись.
Кто ходил по крымским горам, знает, что это и крутые каменистые подъемы, и вязкая после дождя глина, и огромные (больше метра) сугробы зимой. Какой автомобиль лучше всего справится со всем этим разнообразием? ГАЗ–66 – великоват, на нем неудобно протискиваться между деревьями, «Нива» в горных условиях начинает разваливаться через месяц, УАЗ, конечно, живет дольше, но и он не выдерживает такой эксплуатации. А средств у лесничего, как вы понимаете, – особо не разживешься…
Виктор Александров – крымский лесничий, с которым мы познакомились во время странствий по горам, – пошел другим путем: если подходящего автомобиля нет, его нужно построить из того, что есть под рукой, а также из списанного и выброшенного в окрестных хозяйствах. Благо, этого добра у нас пока хватает. Ну а дальше, как говорится, дело техники – нужны только руки, знания, любовь к «железу» и, конечно, талант.
Был у Виктора любимый автомобиль: со временем утратившая былую молодость «Победа». Вот он и подумал: а почему бы не превратить ее во внедорожник? Цель есть, главное на пути к ее достижению – не замечать преград.
Первый вариант получился слишком уж «монстроподобным». Зарегистрировать такое транспортное средство явно не представлялось возможным, а выезжать из леса на трассу Виктору все-таки необходимо, хотя бы по дороге из дома на работу и обратно. Вот и был построен «гражданский» вариант, более похожий на легковой автомобиль, стильный и обладающий неповторимым шармом.
В основу снова лег кузов «Победы», установленный на самодельную раму, при изготовлении которой были использованы части рамы автомобилей ГАЗ–56 и ГАЗ–53.
В моторный отсек был «вживлен» тракторный дизель Д–242 (безнаддувный вариант дизеля, устанавливаемого на «Бычок») объемом 4,7 литра, выдающий 70 л. с. Мотор, конечно, не из лучших, но другого в хозяйстве найти на удалось. Иногда ему явно не хватает мощности, 30-40 дополнительных «лошадок» были бы очень кстати. Да и динамики от тракторного мотора, раскручиваемого максимум до 1900 оборотов, ожидать не приходится. Попытки регулировки насоса и повышения максимальной частоты вращения коленчатого вала хотя бы до 2500 оборотов привели к быстрой поломке вала. Так что пришлось вернуться к тракторному варианту.
Далее на «Победу» вживили передний мост от ГАЗ–63, предварительно заузив его, чтобы вписаться в габариты автомобиля. На мост были установлены поворотные кулаки от ГАЗ–66, а вот передаточное число получилось, как у ГАЗ–51: 1/6,67. Задний мост позаимствовали у ГАЗ–53, а поскольку в заводском варианте он уже узкий, ничего резать на этот раз не пришлось. Передаточное число заднего моста получилось 1/6,83. Имеющееся несоответствие передаточных чисел главных пар пока пришлось принять как данность. Разница гасится незначительным «проскальзыванием» одной оси. Коробку передач взяли от ЗИЛ–130. Установленная сначала ГАЗовская коробка не перенесла крымского бездорожья в отличие от раздатки ГАЗ–66, которая прекрасно работает в данном симбиозе.
Пришлось, конечно, немного поколдовать над кузовом: расширить крылья, арки, сварить новые бампера. На новоявленную «Победу» установили 120 – литровый топливный бак. Не обошлось и без перестройки салона: для увеличения свободного пространства и облегчения посадки – высадки было удалено переднее пассажирское сиденье. Конечно, можно было творить и дальше, но ведь «Победа» для лесничего – это не роскошь, а, прежде всего, автомобиль для тяжелой работы. Для полной трансформации «Победы» в «Победителя» крымского бездорожья автомобиль обули в колеса от ГАЗ–66.
Итого. «Победитель» развивает максимальную скорость 55-60 км/ч, а весит 3,5 тонны. Поскольку тяжелый мотор установлен спереди, то большая масса приходится на переднюю ось, что заметно помогает при движении в гору. В то же время это доставляет некоторые неудобства при движении вниз, разгружая заднюю ось и провоцируя ее занос, Возможно, более равномерное распределение массы по осям было бы предпочтительнее. Как бы там ни было, но «Победитель», вытаскивающий из кювета и буксирующий груженый ЗИЛ, по крайней мере вызывает уважение!
Фото Виктора Александрова: 2004 г., «Полный привод 4х4»; фото «Победы» с форума forum.mtbtula.ru, 2014 г.
Реакцию работников крымской автоинспекции, впервые встречающих «Победителя» на дороге, естественно, можно себе представить. К счастью, нашлись хорошие люди из Киевского дорожно-проектного института, которые помогли зарегистрировать автомобиль лесничего. Теперь «Победитель» имеет полное право являться участником как внедорожного, так и дорожного движения. Вот уже 6 лет «Победитель» исправно выполняет свои обязанности, колесит по крымским горам и помогает Виктору нести нелегкую службу по охране заповедника и сохранению уникальной крымской природы.
(«Полный привод 4х4», №7-8, 2004 г. Авторы: Сергей Назаров, Виктор Александров)
А вот это фото сделано 11 августа 2017 года, так сказано в зашитых в оригинальный файл свойствах. Отбегала своё, старушка?
А теперь немного о ГАЗ М-72, с которым иностранные автомобильные журналисты перепутали нашу самоделку.
Вот что рассказывает Wikipedia:
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.
Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М-20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя – закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний и задний мост. Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм переключения передач, на ГАЗ-69 – напольный.
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла. Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». В частности, именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора с массивными брусьями, осенью 1955-го появившаяся и на «Победах». На этой же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.
Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс). На 16-дюймовых колёсах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Первая партия была собрана в июне 1955 г., в серию автомобиль пошёл в сентябре. В 1955 г. выпущено 1525 штук, в 1956 – 1151 шт., в 1957 – 2001. С завершением выпуска М-20 «Победа» прекратилось и производство М-72.
Еще очень интересная и подробная статья об этой модели опубликована на канале Oldtimer weekly в «Яндекс.Дзен».
А вот это видео про ГАЗ М-72 мы нашли как раз в одном из иностранных изданий, выдавших за него изделие Виктора Александрова:
В комментариях запрещен мат.
-
Анатолий Липин
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-