«Русский Прадо» от УАЗа заморозили на неопределенный срок, но скорее, похоронили
Хоть УАЗ всячески и отнекивается от окончательного закрытия проекта, объясняя, что работы просто отложены, автомобильные эксперты единодушно ставят жирный крест на глубоком обновлении «Патриота». «Русскому Прадо» подсуропил AURUS, а предприятие из-за отсутствия господдержки и возникшего долга государству может оказаться на грани банкротства.
«Соллерс» закрыл проект, который по внутренней терминологии проходил как «Патриот-2020», а в народе с легкой руки владельца «Соллерса» Вадима Швецова и журналистов называется «Русский Прадо». Произошло это еще в ноябре 2020-го и какое-то время проектировщики еще сохраняли надежду, что это временно. Однако сейчас издание Drom со ссылкой на источники на заводе пишет, что решение похоже на окончательное. Разработчики уже начали разбегаться.
По словам инсайдеров, разработка нового «Патриота» проходила в условиях критически недостаточного финансирования. Все финансовые силы «Соллерса» оттягивала на себя подготовка производства «Аурусов» в Елабуге, оказавшаяся существенно более дорогой, чем планировалось. И глава компании якобы уже не раз пожалел, что вообще ввязался в этот государственный проект, от которого невозможно отказаться ни при каких условиях. А несколько его обращений в Минпромторг за финансовой поддержкой понимания не нашли.
Первоначально в новом «Патриоте» хотели использовать максимум наработок ранее закрытого проекта УАЗ-3170. Именно под этот автомобиль на Заволжском моторном заводе спроектировали и практически подготовили к производству бензиновый турбированный двигатель с двумя вариантами форсировки, 150 л.с. и 170 л.с., поясняет издание. Для него же в сотрудничестве с одной корейской фирмой был создан довольно сложный узел – раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. Совершенно оригинальная, «с нуля», что для нашего автопрома уже достижение.
Но по мере того, как наброски нового внедорожника воплощались в конкретные решения, и full-time раздатка, и более совершенная задняя подвеска откладывались в сторонку. Там же оказался и 2,2-литровый дизельный двигатель Ford, которым сейчас комплектуются елабужские фургоны Transit: он по компоновке не подходит «Патриоту» – выпускной коллектор выходит на другую сторону, а также есть конфликт с редуктором переднего моста и топливным баком. Сделать так, чтобы модель можно было одновременно комплектовать как бензиновым ЗМЗ, так и дизельным Ford оказалось невозможным и, естественно, был выбран отечественный мотор.
Чтобы сэкономить на оснастке, кузов сделали комбинированным, состоящим из старых и новых элементов. Прежним оставили самое сложное и дорогое в производстве – двери, боковины с дверными проемами, крышу – весь каркас, кроме нижней части. Расчетами пола, моторного щита и других «нижних» элементов занимался питерский Политех. Причем, как говорят уазовцы, работа была сдана с ошибками. Итоговую версию кузова ульяновцы «собрали» сами. Включая новые лицевые панели.
Не получилось совсем уйти от старой рамы внедорожника, но в этом и не было особой необходимости, учитывая сохранность базовых размеров и отношений. Условно, на старую раму натянули еще один каркас усиления, изменили высоту лонжеронов, но конфигурацию оставили прежней.
В процессе работы было сделано несколько полноразмерных макетов, но до ходовых макетов не дошло, хотя деталей для них заказали множество. А вот кузовную оснастку заказать не успели. До предсерийных прототипов оставалось где-то полтора года работы. И тут в «Соллерсе» и на УАЗе начались кадровая чехарда, организационные метания и хронический недостаток денег. И как следствие, постоянные конструктивные упрощения машины. Уазовцы, работавшие на этом проекте, оценивают общие затраты примерно в 100 миллионов долларов. Если бы автомобиль спроектировали таким, каким хотел Швецов на старте работ, то потребовалось бы в два-три раза больше.
Есть и еще один деликатный нюанс: на НИОКР Патриота-2020 «Соллерс» получил несколько грантов от Минпромторга и Минобрнауки. Всего – порядка 650 миллионов рублей. Эти деньги придется возвращать, или как-то договариваться на переброску их в другие проекты, например, тот же «Аурус». В случае чего, возникший долг государству может даже стать причиной иска о банкротстве.
Официально УАЗ о закрытии проекта нового Патриота пока не объявлял. Но надежды на его возобновление почти нет, ибо у «Соллерса» на это нет денег. Своим мнением с drom.ru поделился Сергей Курдюк, ушедший с УАЗа в 2019 году с должности директора НТЦ: «Отказ от разработки нового Патриота – фактический приговор самому УАЗу. Это был единственный хоть сколько-то перспективный проект. И если останавливается работа над перспективой, то рано или поздно останавливается и сама работа. Да, запас «прочности» у нынешнего модельного ряда еще есть. Но когда-то он исчерпается, эти машины станут никому не нужны, а заменить их будет нечем. Так что владельцы ульяновского автозавода расписались в его, УАЗа, запрограммированной смерти.»
Уже после выхода публикации на Drom, пресс-служба УАЗа поспешила прокомментировать написанное – мол, речь идет не о полном закрытии проекта, а лишь о его заморозке на неопределенный срок «в связи с пандемией коронавируса».
Кстати, дополнительно отмечает издание, анонсированная на середину нынешнего года модификация текущего «Патриота» (УАЗ-3163) с бензиновым турбомотором тоже с высокой вероятностью до конвейера не доедет. Этот двигатель банально не лезет в моторный отсек Патриота: переделки требуют «брызговики», картер переднего моста, капот, щиток передка. Еще выпуск с рулевой плохо компонуется, это врожденная болезнь модели. То есть теоретически турбодвигатель имплантировать можно, но и эти работы тоже остановлены.
Источник: drom.ru (полный текст статьи)
В комментариях запрещен мат.
-
Вячеслав Оболонский