ruen

Внедорожники

 

«Соболю» 20 лет!

 У автомобиля «Соболь» юбилей! Первая машина под этим именем выехала с конвейера Горьковского автозавода в ноябре 1998 года. Краткая история и в подарок читателям архивная статья из журнала «За рулем» как ждали «Соболя» 20 лет назад. Прямо как сейчас «Соболь NEXT».

 Соболю 20 лет

 Точную дату выпуска первого «Соболя» нам выяснить пока не удалось, так как до 2006 года ГАЗ производил эту машину не серийно, а отдельными партиями. Но по некоторым, кажущимися нам правдоподобными, сведениям первый автомобиль под именем «Соболь» был собран «к дате» -к 7 ноября 1998 года, в ознаменование, как тогда было принято, Великой Октябрьской социалистической революции. И им стал бортовой ГАЗ-2310. Следом пошли микроавтобусы ГАЗ-2217 «Баргузин» и модификации фургона ГАЗ-2752.

 «Соболь» отличался от ГАЗели укороченной до 2760 мм колёсной базой, независимой передней пружинной подвеской и односкатной ошиновкой заднего моста, рассчитанного на меньшую грузоподъёмность (до 900 кг).

Соболю 20 лет

 Базовой моделью считается фургон ГАЗ-2752 со сдвижной боковой дверью и распашными задними (полезный объём 6,86 м³ в 3-местной версии и 3,7 м³ в 7-местной грузо-пассажирской «Комби»). Индекс ГАЗ-22171 получает микроавтобус с повышенной крышей (аналогичной по высоте «ГАЗели» ГАЗ-3221) в 6- и 10-местном исполнениях.

 В апреле 1999 года начался выпуск минивена ГАЗ 2217 «Соболь Баргузин» с «низкой» крышей Габаритная высота модификации "Соболь – Баргузин" уменьшена на 110 мм и составляет 2090 мм. Это позволяет ставить автомобиль в городской гараж с высотой проема ворот 2200 мм.

  Для служебных целей и маршрутных такси предназначена 10-местная модификация ГАЗ-22173 с более плотной планировкой и упрощённой отделкой салона.

Соболю 20 лет

 В 2003 году «Соболь» модернизируют. В основном внешне. Вслед за ГАЗелью машина получает современные блок-фары, другое оформление лицевой части, и обновленную приборную панель.

 К 2006 году, за 8 лет с начала выпуска «Соболь» становится популярен и в этом году начинается его постоянный серийный выпуск на конвейере (до этого машина производилась партиями). Этому немало поспособствовало решение правительства Москвы ограничить въезд в город машин, грузоподъемностью свыше 1 тонны.

 В 2010 году ГАЗ обновляет «Соболя» и появляется модификация «Соболь – Бизнес». А в конце этого же года на машину начинают устанавливать дизельный двигатель Cummins ISF 2.8.

Соболю 20 лет

 Сейчас под именем «Соболь» выпускается 19 модификаций «Соболь БИЗНЕС» среди которых 5 вариантов бортовых грузовичков, 3 цельнометаллических версии, 3 грузопассажирских 7-местных варианта и 8 видов автобусов. Название «Баргузин» осталось в прошлом. Свое имя «Соболь 4х4» или «Соболь 4 WD» сохранилось только у полноприводных внедорожников, которых в линейке моделей большинство – 11 модификаций.

Соболю 20 лет

В подарок читателям EX-ROADmedia.ru по случаю юбилея статья 20-летней давности

 

 ГАЗ РАЗВОДИТ «СОБОЛЕЙ»

 Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова. Журнал «За рулем»  январь 1998 года.

http://azgaz.ru/models/sobol-business/

  

 Заполонив страну «газелями», в Нижнем решили заняться разведением «пушных зверей». Начали сразу с «Соболя».

 «ГАЗЕЛИ» НЕ ТОВАРИЩ?

 Что это за машина, ни для кого уже не тайна. Она успела покрасоваться на выставках, о ней писал журнал (ЗР, 1997, № 6). Каждый, кто ее видел, наверняка сделал вывод, что «Соболь» — это маленькая «Газель», и... был неправ. Да, с технической точки зрения между этими автомобилями немало общего (хотя и много меньше, чем кажется на первый взгляд), но вот «идеологически» специалисты завода всячески пытаются разлучить «Соболя» с предшественницей — «Газелью». «Соболь», настаивают они, — самостоятельная разработка, а никак не модернизация предшественницы. Это автомобиль другого класса (грузоподъемностью до 1 тонны), с иными характеристиками, возможностями, направленностью. А что внешне похож на «Газель», так это объяснимо. Ныне даже благополучные зарубежные фирмы унифицируют все, что можно, а нам и подавно грех не воспользоваться тем, что уже есть и неплохо себя зарекомендовало. Так что сходство есть, и не только внешнее. Но все же «Соболь» — другой автомобиль — таково мнение тех, кто его разрабатывает. Правы они или глаза застилает пелена любви к обожаемому детищу? Скажу сразу: если и перехваливают новинку, то в меру. Но давайте разберемся во всем по порядку.

  СХОДСТВА...

 Здесь и далее придется все же сравнивать «Соболь» с «Газелью». Пусть он ей, как утверждают, и не родственник, но отталкиваться от чего-то в рассказе надо, тем более газовскую полуторку многие хорошо знают.  

 Итак, что у них общего? Передняя часть кузова (кабина) вместе с отделкой, двигатель, коробка передач и сцепление, карданная передача с доработками. Добавим фары, стекла, зеркала, дверные ручки и еще кое-что, мелкое или не очень.  

http://azgaz.ru/models/sobol-business/

 РАЗЛИЧИЯ...  

 Поговорили об общих чертах, теперь перейдем к важнейшим различиям. Во-первых, у «Соболя» своя, собственная рама. Не укороченная «газелевская», а оригинальная, с совершенно новыми лонжеронами. Во-вторых, у него оригинальная передняя подвеска — независимая, двухрычажная, и — завидуйте, владельцы «волг»! — бесшкворневая, на шаровых опорах. Говорят, ее создавали с оглядкой на узлы безвременно ушедшей «Чайки». Задняя подвеска ближе к «газелевской», но отличия есть и тут — например, другие рессоры. Далее, у «Соболя» изменены тормоза. Диаметр передних дисков на 15 мм больше, чем у «Газели». «Свои» барабаны сзади — ведь здесь стоят односкатные колеса, с совершенно иным, чем у двускатных, креплением. Задняя часть кузова, несмотря на внешнее сходство, сильно отличается от «Газели» полом, крышей, боковинами. Говоря об интерьере, нельзя не отметить новую крышку ящика для бумаг, а в перспективе — новое рулевое колесо. Да, чуть не забыл. Все автобусы, а по заказу и любой другой «Соболь» планируется оснащать гидроусилителем руля.  

 Ну что, близким родственником приходится «Соболь» «Газели» или нет? Окончательно решить можно, лишь попробовав новый автомобиль в деле. А пока давайте оглянем «соболево» семейство.  

 ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ  

 Даже появление на свет «соболей» должно происходить иначе, нежели «газелей», — от сложного к простому. Вспомним: у той сначала был бортовой грузовик, потом — его модификации, а со временем появились фургоны и автобусы. Производство же «соболей» планируется начать в конце 1998 года именно с цельнометаллических машин, причем со «средней» крышей. Позднее появится их низкий вариант и бортовой грузовик. Может, есть тому свои, технологические причины. Но есть и «политическое» объяснение. В «Соболе» — куда меньше от грузовика, чем в «Газели». Не потому ли сначала появятся наиболее «легковые» — пассажирские и грузопассажирские модификации?  

 Вообще планируется, что новинка будет производиться в тех же вариантах, что и «Газель». Не будет разве бортовой машины со сдвоенной кабиной.  

 Теперь о «соболях» по порядку. Бортовой грузовик грузоподъемностью 900 кг называется ГАЗ-2310. Грузовой фургон GAZ 2752 везет 770 кг груза, его грузопассажирский вариант GAZ 2752 — комби — берет на борт до семи человек и 305 кг поклажи. И наконец, два микроавтобуса: одиннадцатиместный GAZ 22173 и его шестиместный собрат класса «люкс» GAZ 2217.  

 На выбор предлагается широкая гамма двигателей. Два мотора «четыреста шестого» семейства, с карбюратором или впрыском, перспективный дизель с турбонаддувом, который в прошлой жизни был австрийцем по имени «Штайр», а перекочевав в Россию, стал называться ГАЗ-560, и, наконец, старый знакомый — мотор семейства 402, которым должны оснащать самые простые (и дешевые) «соболи». Много моторов — это неплохо. Какой станет самым массовым, решит время и покупательский спрос.  

 Кстати, полноприводный «Соболь» пока делать не собираются. Почему? Попробуем разобраться.

 ГАЗ РАЗВОДИТ «СОБОЛЕЙ»

  

 КОРОЛЬ ЗАКОУЛКОВ, ГРОЗА ТРОТУАРОВ  

 «Газель» в самые сжатые сроки захватила пустующую нишу полуторатонных грузовиков. Она довольно успешно (о недостатках говорить не будем — сказано уже немало) справляется со своими обязанностями. Выше ее в табели о рангах стоят среднетоннажные грузовики, которые сегодня спросом не пользуются, а вот ниже? Там лишь древний ульяновский автомобиль, который больше подходит для бездорожья, чем для города или шоссе, и совсем уж маленький ижевский «каблук». Это из отечественных. Зато буржуйской техники — пруд пруди. Недаром все популярнее «фольксвагеновские» «транспортеры» и разные «японцы», зачастую подержанные — такие дешевле. «Газель» все же довольно громоздка, а «каблук» порой оказывается маловат.  

 То же с пассажирскими машинами. УАЗ по комфорту на микроавтобус не тянет. «Газель» посовременнее, но все же из грузовичка сделана, да и размеры опять же. Выходит, снова — иностранцы?  

 Вот на них-то, разгулявшихся в классе автомобилей грузоподъемностью до 1 тонны, и точит свои зубки «Соболь». Именно он должен развозить мелкие партии товаров в городской тесноте, шнырять по переулкам, подбираться к магазинчикам, возить простой (и не очень простой) люд. Наконец, это вариант для семьи, которой нужна большая, вместительная машина. Полный привод сделает ее гораздо дороже, а использоваться будет редко — потому о нем пока нет речи!  

 Внешне «Соболь» очень даже неплох. Знакомые формы выглядят совсем по-другому на короткой, приземистой машине с широкими колесами. Автобус будто бы припал к земле, стал шире. Хотя это «запланированный» обман зрения. Новые колеса, хромированная решетка радиатора, пластиковые накладки по низу кузова — «Соболь», конечно, не легковая машина, но всем своим видом на это намекает. Нельзя сказать, что он чертовски красив, но гармоничности облика у него не отнять.  

 В кабине все знакомо любому, кто ездил в «Газели». «Соболю», оснащенному гидроусилителем, не нужна громадная баранка — поговаривают о новом руле, более удобном и современном. Не устраивают заводчан и многие другие элементы интерьера, которые потребитель постоянно критикует. Их тоже будут менять или дорабатывать. Но когда? Это зависит не от желания, а от возможностей, которые нынче не очень-то велики.  

 А теперь за руль. Полуторастасильный «406-й» мотор, независимая подвеска, гидроусилитель сделали свое дело: ехать на «Соболе» куда легче и приятнее, чем, скажем, в «Газели» со старым мотором. Двигатель обладает достаточным запасом тяги даже на низких оборотах, но особенно хорош, когда его «раскрутят». Легко бежит тяжелый автобус, не «звенит», не греется. Сцепление работает достаточно мягко, без рывков. Трогаясь, не приходится им постоянно «играть». Гидроусилитель позволяет меньше работать рулем. Нет, руль и без него не слишком тяжелый, но какой ценой это достигнуто! Крутишь-крутишь... Теперь от упора до упора руль совершает почти вдвое меньше оборотов и усилие минимальное.  

 Кстати, выше речь шла о моторе, оснащенном впрыском топлива. Его карбюраторный вариант оставил менее приятное впечатление. Чувствуется, что и силенок у него куда меньше, и провалы, присущие карбюратору, в некоторых режимах заметны. Конечно, впрыск — вещь для нас новая и пока что страшноватая, но, поверьте, очень удобная и приятная (при должной надежности, конечно).  

 А теперь с ровного асфальта — на выбоины и брусчатку. Как поведет себя независимая подвеска? Оказалось, очень неплохо. Особенно это заметно в сравнении с машиной, у которой обычная «газелевская» балка. Автомобиль с новой подвеской куда комфортабельнее и не склонен к продольной раскачке, как многие высокие короткобазные машины. Иногда даже появляется ощущение, что едешь в большой и, скорее всего, американской машине: «Соболь» не скачет по неровностям дороги, он плывет по ним. Если подходить к «Соболю» с «газелевскими» мерками, это впечатляет. Но такое поведение для комфортабельного микроавтобуса, наверное, и есть норма.  

 Последний номер программы — дизель. Как двигатель, он безоговорочно понравился: отлично тянет на всех режимах даже загруженную балластом машину. Провал на низких оборотах, присущий многим дизелям с турбонаддувом, малозаметен. Достаточно резво набирает обороты, так что езда на «дизеле» не превращается в езду на тракторе — машина довольно шустрая. Но за удовольствие надо платить. «Соболь» с дизелем заметно шумнее своих собратьев, в нем ощущаются неприятные вибрации. Конечно, нам достался опытный образец, его наверняка будут еще доводить до ума, в том числе и по шуму, и по вибронагруженности, но дизель есть дизель... Правда, свет на нем клином не сошелся. Кому комфорт важнее тяговых возможностей — может выбрать один из бензиновых двигателей.  

 ПОЧЕМ ПУШНИНА?  

 Цена на «Соболь» пока не определена. Но, видимо, она если и будет выше, чем у аналогичной «Газели», то ненамного. А может, «Соболь» окажется даже чуть дешевле. Повторим простую истину — любой товар должен стоить своих денег — чтобы продавать «Соболь» по цене «Мерседеса», с ним надо сравняться по техническому уровню. Даже если очень захотеть, объективные технические, производственные и финансовые трудности не преодолеть быстро. Но уж точно никогда не справиться с проблемами, стоя на месте. В этом ГАЗ упрекнуть трудно. Была «Газель», за ней модернизация «Волги», теперь появился «Соболь» — автомобиль похожий на «Газель» и (правы заводчане) во многом совершенно другой. Окончательный вердикт новой модели вынесет потребитель. Ждать осталось недолго — меньше года.  

 ГАЗ РАЗВОДИТ «СОБОЛЕЙ»

 

 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общие данные: число мест — 2–11; грузоподъемность — 305–900 кг; полная масса — 2800 кг (для автобуса — 2650 кг); максимальная скорость — 115–140 км/ч (в зависимости от типа двигателя). Размер, мм: длина — 4840 (4810 — бортовой); ширина — 2975 (2080 — бортовой); высота — 2090 (2180 — высокая крыша; 2370 — бортовой); колесная база — 2760. Двигатель: (см. табл.). Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая. Подвеска: передняя — независимая двухрычажная пружинная: задняя — зависимая рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза: двухконтурные гидравлические с усилителем, передние — дисковые, задние — барабанные. Размер шин: 185/70R16 (225/60R16 — для микроавтобуса).

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

12.12.2018
 3317     

«Соболь 4х4» получил новую профессию

Завод коммерческого транспорта «РУСКОМТРАНС» изготовил партию автомастерских ПАРМ на шасси цельнометаллического ГАЗ-27527 Соболь 4х4. Основным предназначением мастерской является проведение технического…
10.12.2018
 1499     

Джиперы спасли башню танка

1 декабря петербургские любители офф-роуда из Клуба «Все 4х4» совместно с представителями «Клуба истории и фортификации» и Молодежного патриотического клуба…
30.11.2018
 5654     

Самый дорогой «Соболь 4х4» в России, да, пожалуй, и в Мире

Фильм о «Соболе 4х4» за 5 миллионов рублей. Гидроруль, портальные мосты, разборные диски с подкачкой, силовой обвес, салон от Range…
30.11.2018
 745     

«Соболю» 20 лет!

 У автомобиля «Соболь» юбилей! Первая машина под этим именем выехала с конвейера Горьковского автозавода в ноябре 1998 года. Краткая история и в…
29.11.2018
 536     

«Соболи» продаются лучше рынка

В октябре нынешнего года, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 9,4…
28.11.2018
 647     

Больше ГАЗа

Один из лидеров на автомобильном рынке Республики Башкортостан – Группа компаний Башавтоком стала дилером бренда ГАЗ. Новый автоцентр расположился в…
27.11.2018
 3360     

Автодом «Соболь 4х4» после полутора лет путешествий по России

Что случилось и не случилось с кемпером ГАЗ «Соболь 4х4», прошедшего 60 000 км путешествий по всей России в течение 1,5…
26.11.2018
 935     

Самодельные браслеты на «Соболь 4х4»

Иван рассказывает как сделал браслеты на колеса своего «Соболя» под резину размерностью 185/75/R16C. И объясняет почему выбраны именно такие решения.…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.