Конституционный суд разрешил взыскивать ущерб с виновников ДТП
КС признал, что действующая методика определения размера расходов на ремонт после ДТП и закон об ОСАГО не препятствуют возможности взыскивать с виновников аварий полную стоимость ремонта и запчастей в рамках гражданско-правового спора, то есть по решению суда.
Такое решение вполне устраивает страховщиков, хотя в кулуарах они признают его «шагом назад» - к 90-м годам – и высказывают опасения, что в случае серьезных аварий виновникам ДТП придется продавать дорогостоящее имущество, чтобы возместить ущерб.
В Конституционный суд обратились четверо автовладельцев из Краснодарского края, которым в нижестоящих судах, в том числе в Верховном суде, отказали во взыскании с виновников ДТП разницы в цене ремонта без учета и с учетом износа запчастей. Заявители оспаривали конституционность положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072, пункта 1 статьи 1079 ГК РФ. Они обращали внимание на неопределенность оспоренных норм, из-за чего невозможно взыскать сумму возмещения убытков без учета износа деталей.
КС признал, что закон об ОСАГО не исключает действия общих норм ГК: при недостаточности страховой выплаты потерпевший вправе рассчитывать на восполнение разницы за счет виновного лица. В Верховном суде опасались, что количество дел о ДТП, которые придется рассматривать судам, удвоится. Банк России, страховщики и эксперты предупреждали, что снятие ограничений на требования покрытия полной стоимости приведет к росту злоупотреблений, липовых аварий и уходу страховщиков из сегмента ОСАГО. Впрочем, КС разрешил судам уменьшать суммы ущерба, если при ремонте использовались новые детали, узлы и агрегаты, а также если виновник ДТП найдет возможность исправить повреждения дешевле.
В процессе обсуждения представители Госдумы, президента, Генпрокуратуры и Минюста отметили: решить проблему могут принятые в первом чтении Госдумой поправки к закону об ОСАГО о замене выплат по ОСАГО ремонтом (при этом учитывать износ заменяемых деталей будет запрещено).
Согласно последней редакции проекта, такая замена будет введена только для новых договоров «автогражданки» и заработает на всей территории страны одновременно, ориентировочно - в мае.
Судья-докладчик КС Владимир Ярославцев пояснил, что оспоренные нормы ГК сами по себе не несут ничего неконституционного, права автовладельцев нарушала судебная практика. Сейчас закон об ОСАГО при несогласии с суммой страхового возмещения предусматривает предъявление исков к страховой компании. По словам Ярославцева, после того как суды зафиксируют эту сумму, будет проще разрешать спор с виновником аварии. Он посоветовал страховщикам «не плакать, а оптимизировать собственную деятельность, чтобы на месте ДТП первым оказывался страховой комиссар, а не автоюристы, на которых жалуются страховые компании».
По мнению президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, решение КС возвращает автовладельцев в те времена, когда ОСАГО в стране еще не было. «Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер», - говорит он, приводя в качестве примера ДТП, в котором пострадал дорогостоящий автомобиль иностранного производства, а виновником является автовладелец с небольшим уровнем дохода и отечественной машиной, купленной в кредит, при этом стоимости «кредитомобиля» все равно не хватит, чтобы выплатить компенсацию, которую может затребовать владелец иномарки. Основным аргументом в пользу введения ОСАГО в 2003 году была именно необходимость прекратить «разборки» на дорогах.
По мнению главы Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, на практике решение КС ничего не изменит для автовладельцев. «И сейчас, если гражданину не хватает выплаты, которую рассчитал страховщик, он может получить недостающее с виновника ДТП»,— говорит он. При этом к методике, которую используют страховщики для расчета выплаты, «есть вопросы, ее нужно совершенствовать», чтобы исключить ситуации, когда страховая компания насчитала меньше, чем нужно на ремонт автомобиля в действительности, считает эксперт.
Источник: kommersant.ru
В комментариях запрещен мат.