С днём джипера!
Поздравляем всех неравнодушных к бездорожью, желаем новых свершений, интересных и трудных маршрутов и надёжной техники! Оставайтесь с нами!
Есть версия, что этот внедорожный праздник посвящен самому первому отечественному внедорожнику – автомобилю разведчику, созданному в 1941 году в НАТИ (Научный автотракторный институт). Легенда гласит, что именно 12 сентября на самом высоком уровне было принято решение о запуске АР-НАТИ в промышленное производство.
Версия не то что бы сомнительная, но притянутого за уши в ней много. Во-первых, полноприводный автомобиль – ГАЗ-61 – разработали в СССР еще в 1938 году. Стать массовой армейской «рабочей лошадкой» ему помешала неудовлетворительная геометрическая проходимость из-за длинной базы (наследие легкового происхождения) и трудности с комплектующими. Но зато машина активно использовалась в качестве транспорта высшего военного руководства. Первоначально автомобиль планировался к производству с открытым кузовом типа фаэтон (ГАЗ-61-40), в серию же он пошёл как ГАЗ-61-73 с цельнометаллическим кузовом седан от модели 11-73, став первым в мире комфортабельным внедорожником с закрытым кузовом такого типа.
В семействе ГАЗ-61 был предусмотрен также пикап ГАЗ-61-415 с отдельной закрытой двухместной кабиной от ГАЗ-М415 и лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 с кабиной без верха и дверей. Производство последних свернули в 1942 году как раз из-за недостатка комплектующих. Всего же с 1940 по 1945 годы было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73, два пикапа 61-415 и 36 тягачей 61-417. (Википедия)
Во-вторых, в августе 1941 года в производстве уже находился ГАЗ-64. Эта машина, хоть и была основана на предыдущей модели, но была лишена некоторых ее недостатков – в частности, ей, в первую очередь, укоротили базу. ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля. Также на шасси ГАЗ-64 с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпускался бронеавтомобиль БА-64. Его производство, естественно, было приоритетным, что и выразилось в количестве выпущенных бронеавтомобилей, составившем 3903 единиц. Более того, фактически с 1942 года все полноприводные шасси «64» шли только под комплектацию бронекорпусами. (Википедия)
А автомобиль-разведчик АР-НАТИ разрабатывался практически параллельно с ГАЗ-64 и на общих испытаниях по многим аспектам обошел конкурента. Например, он оказался более быстрым и комфортным на бездорожье, мог преодолевать вертикальные препятствия до 50 см в высоту и т.п. Запуск в производство действительно был одобрен, но в условиях уже начавшейся войны искать завод, который мог бы этим заняться, стало невозможно, тем более, что ГАЗ выпуск своего внедорожника уже начал. В результате автомобиль-разведчик так и остался в виде чертежей и эскизов конструктора Александра Андронова и нескольких опытных образцов. (Drive2)
А потом в советскую армию массово по лендлизу пришли американские «Виллисы» и это уже совсем другая история.
Кстати, есть еще одна частная версия насчет даты праздника. По ней отмечать день джипера нужно отмечать 11 октября – в день, когда состоялась первая в России гонка по бездорожью. То, что сегодня мы называем автокроссом, в 1913 году именовалось как «Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге». В невиданном ранее соревновании сошлись известнейшие на тот момент марки: Mercedes, Opel, Ford, Minerva, Rochet-Schneider, Charron, Sperber и Hupmobile. Состоялось мероприятие в воскресенье 29 сентября 1913 года, а в переводе с Юлианского календаря на Григорианский (то есть наш совеременный) – это 11 октября. (Drive2)
В комментариях запрещен мат.