В России создали арктическую солярку, не замерзающую и при -70°C
В Томском политехническом университете (ТПУ) разработан способ получения низкотемпературного дизельного топлива. Солярка получается не только морозоустойчивой, но и недорогой в производстве.
Для переработки используется цеолитный катализатор прямогонных дизельных фракций. Он российского производства и стоит в разы дешевле зарубежных аналогов. В результате получается топливо, которое не застывает даже при минус 70°С. В нём тяжёлые н-парафины преобразованы в изопарафины и лёгкие н-парафины.
Ещё одним преимуществом разработки учёных ТПУ является отказ от использования при производстве водородсодержащего газа. Благодаря этому технология реализуема не только на крупных нефтеперерабатывающих заводах, но и «на малотоннажных установках». Это означает, что производство можно наладить на отдалённых территориях, а именно такие в России часто нуждаются в арктическом топливе.
Коэффициент превращения сырья в полезный продукт очень высокий, около 98%. По словам учёных, для большинства процессов нефтепереработки этот показатель составляет 50–70%. Получаемый при переработке на цеолите состав можно применять для синтеза других видов топлива: углеводородных газов, бензина, керосина.
Подробная статья с результатами исследования российских учёных опубликована в журнале South African Journal of Chemical Engineering. Однако надо учитывать, что пока это лишь научная экспериментальная разработка и выйдет ли такое супер-топливо когда-нибудь на рынок, никто не знает.
Отметим, что существующее в России с давних времен дизельное топливо для экстремальных морозов «Арктика» имеет точку замерзания -65°C, а вот так называемая «точка фильтруемости» составляет -50°C. Другими словами, эксплуатировать его при более низких температурах окружающей среды без разных ухищрений и допоборудования весьма проблематично – еще не замерзшие, но уже изрядно загустевшие парафины напрочь забивают топливные магистрали и фильтры.
Источник: mag.auto.ru
В комментариях запрещен мат.