В грязи как князи: палатки для оff-road
Там, где нет дорог, там, как правило, нет и гостевого жилья. Автодома повышенной проходимости доступны не всем. Остается старый добрый внедорожник и простая палатка. Только она способна обеспечить крышу над головой в любой точке планеты и в любое время года. Но так ли просты современные автопалатки? Отнюдь. Никоим образом. Современные технологии делают складные жилища достойной заменой ночлегу в четырех стенах.
Если быть точным, то термин «автомобильные палатки» используется применительно к палаткам, устанавливаемым на крыше автомобиля или в кузове пикапа. Те большие шатры, которые разворачиваются на земле, зовутся палатками кемпинговыми, а если раскладывающийся дом снабжен колесами, то это уже прицеп-палатка.
Кемпинговые палатки
Кемпинговыми принято называть палатки, которые рассчитаны на то, что их будут перевозить на автомобиле, а не таскать пешком. Вес и размеры в сложенном состоянии значения не имеют. Главное, комфорт проживания и простота установки. Честно признаться, каких-то особых бездорожно-внедорожных палаток нам обнаружить не удалось. Джиперам, как и всем автотуристам предназначены просто кемпинговые, а где их ставить и на чем возить без разницы.
Основным удобством считается наличие большого тамбура перед входом или даже шатра, высотой в полный рост и к которому можно подогнать автомобиль. В непогоду очень удобно заехать багажником во внутрь и избавиться от погрузо-разгрузочных работ.
Спальный отсек (отсеки) не обязательно большой и высокий, есть модели с небольшими уютными и легко обогреваемыми спальнями. Важно, чтобы прихожая позволяла развернуть кухню и разместиться всем жильцам, а то и гостям вокруг общего стола. Добавит удобства наличие у тамбура: открывающихся стен, москитных сеток, прозрачных открываемых окон, съемного пола и полога (козырька) перед входом.
Что до простоты установки, то тут сложнее. Чем больше размеры в развернутом состоянии, тем больше времени и людей требуется. Хотя есть интересные решения, значительно облегчающее процесс.
Кемпинговая палатка Maverick Aero Spase снабжена тремя надувными дугами. Самоставиться с помощью компрессора или насоса. Сдувается совсем самостоятельно.
Автоматические палатки, устроенные по принципу складного зонта ставятся и снимаются за 3 минуты. Потянул за веревочку и готово. Остается только поставить дополнительные стойки. Самая большая обнаруженная нами модель Envision 4+2 camp.
В линейке самораскладывающихся палаток Quechua тоже есть кемпинговый вариант – модель «2 seconds XXL III». Полностью ставится за 5 минут.
Автомобильные палатки
Пожалуй, самый неочевидный для России представитель вида палаточных. Практически у всех, кто видит автомобильную палатку впервые сразу возникает вопрос «И зачем это у нас?», тем более по такой цене. Да, снаряга не дешевая, стоимость самых простых «мягких» моделей начинается от 30 000 руб, а средняя цена «жестких» в районе 100 тыс. Но не делайте поспешных выводов. Все кто это жилье попробовали отказаться от него уже не в силах.
Автопалатка избавляет от необходимости, совершая автопутешествие, ежедневно разворачивать и сворачивать лагерь. Нажал кнопку или покрутил ручку и все само разложилось или сложилось.
При этом складывать спальники, подушки, одеяла не надо. Они просто закрываются в боксе и ждут вас до следующей ночевки. Даже если случился дождь, то автопалатку можно закрывать мокрой, все, что внутри останется сухим. О пенках, надувных матрасах и ковриках забудьте, в комплект автопалатки входит толстый удобный матрас. Когда дом на крыше то место под палатку можно особо и не выбирать. Камни, лужи, грязь, гравий здоровому сну не помеха. Как раз то, что нужно для off-road. Представляете, вы сильно закопались или серьезно сломались. Вызвали помощь и дожидайтесь ее в тепле и уюте. Как Карлсон на крыше.
Теперь о делах практических. Автопалатки бывают двух типов. У «мягких» жесткое только дно. Верх как у обычной палатки. Раскладываются они как чемодан, у которого мягкие части палатки и спальные принадлежности внутри. Дно «чемодана» крепится к крыше машины, крышка
откидывается и подпирается лестницей.
У «жестких» твердые пластиковые дно и крыша, а между ними «тряпичные» стены. В сложенном состоянии выглядят как плоский бокс, в который можно еще что-нибудь положить. Бывают ручными и автоматическими. У ручных чтобы поднять или опустить крышу крутим ручку. Автоматические раскладываются пружинами или гидравликой, а складываются притягиванием крыши к дну.
Крепятся автопалатки на рейлинги практически любого автомобиля. Как уверяют производители, распределенная нагрузка на крышу машины не должна превышать 500 кг. Указываемая в документации автомобиля нагрузка на крышу и стойки (70-100 кг) – это динамические нагрузки при движении, а при стоянке может быть больше. Но это, повторюсь, информация из инструкций на автопалатки. Хотя случаи, чтобы спящие на крыше люди гнули стойки нам неизвестны.
Автопалатки для пикапов немного другая история и тут есть два варианта.
Первый – разворачивать ночлег поверх кузова. Обычная автопалатка вам в помощь.
Второй – гнездится на ночь внутри кузова. Для этого есть несложные конструкции с крепежом к бортам.
А есть целые модульные системы, позволяющие оборудовать в кузове пикапа комфортный домик.
Теперь о минусах, помимо цены. Один недостаток в том, что ровно поставить автомобиль с палаткой на крыше или в кузове сложнее, чем обычную палатку. Если спать под углом некомфортно, то приходится подкладывать подставки под колеса или искать ровную горизонтальную площадку.
Второе неудобство в том, что надо выбирать или верхний багажник (кофр, «экспедиционник») или автопалатка. Поверх палаточного бокса груз возить конечно можно, но не будешь же каждый вечер-утро разгружать-нагружать. Хотя выход есть – поставить автопалатку на прицеп.
Палатки-прицепы и экспедиционные прицепы
Прицеп-палатка – это больше чем просто прицеп с местом для ночлега. Это основа базового лагеря или центр цивилизации на дневке, даже если цивилизацией на сотни километров вокруг и не пахнет.
Непосредственно палатка совмещает в себе простоту разворачивания автопалаток и, зачастую, комфорт кемпинговых моделей.
А прицеп предоставляет возможности кухни с плитой, мойкой, столом, емкостью для воды, а зачастую и холодильником. Плюс отдельное место для газовых баллонов, запаса топлива, генератора и много пространства для кемпинговой мебели, снаряжения и груза, вплоть до надувных лодок. Плюс встроенная или дополнительная возможность оборудовать душ (бак с водой и кабина) и туалет. Для питания электрических приборов и освещения обычно предусмотрены дополнительные аккумуляторы, инверторы и подключение к внешнему питанию 220 В.
Фактически прицепы-палатки – это готовые дома на колесах. Причем модульные. У многих производителей конструкция разработана так, что по мере необходимости и роста запросов можно прикупать дополнительные квадратные метры комнат и оборудование для быта.
Суда же к прицепам-палаткам относятся и прицепы с жесткими стенами, но в которых нельзя ходить в полный рост. Подразумевается, что внутренности предназначены для ночлега и посиделок, как палатка. Дополнительное удобство в том, что вообще не надо ничего разворачивать-сворачивать. Остановился и сразу спать. Кухня и шкафчики у таких моделей тоже присутствуют.
Отличительными особенностями экспедиционных прицепов (0ff-road прицепов, прицепов-комби) является повышенной прочности кузов с большим углом съезда (не менее 30 процентов), предусмотрены сразу или могут быть установлены внешние крепления для: запасного колеса (колес), сенд-траков, хай-джека, канистр. Подвеска, как правило, жесткая с большим ходом возможностью установки колесных проставок, чтобы выровнять колею прицепа и тягача. Некоторые производители предлагают даже ступицы разных посадочных размеров, чтобы на прицеп можно было поставить такие же колеса, как на тягач. Сцепное устройство с большими углами наклона по вертикали и возможностью скручивания на боковых кренах.
Одним из ярчайших образцов такой техники является австралийский Conqueror UEV-490.
Отличный аппарат со всем необходимым, включая двуспальную кровать. Огорчает лишь цена – от 58 795 австралийских долларов (41 000 евро). И это в Австралии без стоимости доставки и таможни.
Мир автопалаток велик и многообразен. Эта статья лишь первое прикосновение и поверхностный обзор возможностей переночевать в автопутешествии. В ближайшее время мы вернемся к этой теме и расскажем о каждом способе ночлега на природе более подробно.
текст: Алексей Игнаткович
фото: С.Пилькевич, С.Белостоцкий, сайт производителей
В комментариях запрещен мат.