Зажечь на бездорожье: истории и лайфхаки от профи офф-роуда
О своем опыте и о том, какие технические средства помогают в путешествии, рассказали профи офф-роуда Удмуртии: глава клуба «Баркос» Дмитрий Дресвянников и покоритель перевала Дятлова из «Внедорожного движения» Анатолий Чураков.
В одиночку или с командой
В одиночку устраивать покатушки опасно: сломался или застрял, никто не вытащит. О поездках договариваются в общих чатах во «ВКонтакте» или через приложение по навигации BurnsOffroad, где можно составлять маршруты, делиться треками и собирать команду единомышленников. К покатушке может присоединиться любой желающий. Так что, если вы одиночка, достаточно найти публичную вылазку и заявиться участником.
В приложении детально описывают маршрут, дату старта, какой транспорт приветствуется. Если что-то непонятно, в чате можно задать вопрос организатору, – например, узнать, подойдет ли машина для трека.
Дмитрий: «К нам неоднократно присоединялись ребята не из клуба. Но большие поездки ограничены примерно 10 участниками, иначе тяжело, больше вероятность поломок и увеличивается время в пути».
Подготовка
«Внедорожное движение» – джиперы. Анатолий ездит на УАЗ Hunter, есть в клубе и Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser – все полноприводные, 4×4. Желающим участвовать в серьезных покатушках нужно обязательно задуматься о тюнинге.
Анатолий: «Стоковые машины тяжелы для офф-роуда, их приходится тащить на лебедке в сложных местах. Поэтому машины заранее лифтуют: поднимают кузов, ставят “злую” резину с большим протектором, увеличивают радиус».
Баркосовцы устраивают вылазки на квадроциклах и cайд-бай-сайдах. Тут важнее всего приготовить сменные детали.
Дмитрий: «Раз у нас официальный клуб от салона мототехники “Форт-Баркос”, основную нагрузку по запчастям я беру на себя. А так, подготовка к поездке начинается недели за две. Обсуждаем, где собираемся, что с собой берем: запчасти, провизию, спальники и палатки – в зависимости от поездки. Литров пять бензина на технику. Если по треку водные препятствия, берем с собой моторное масло, масляные фильтры, ремкомплекты для колес (если вдруг пропороло), ну, и набор инструмента. Берем стяжки, армированный скотч и пищевую пленку для починки пыльника».
«Пищевая пленка – лайфхак. Когда пыльник прокалывается, из него уходит смазка, а внутрь попадают песок, глина. Узел разваливается. Чтобы такого избежать, на пыльник наматываем несколько слоев пищевой пленки и закрепляем все армированным скотчем. До сервиса такого ремонта хватит».
Построение маршрута
Джиперы
Анатолий: «Когда возникает идея, мы списываемся и договариваемся. Например, кто-то съездил в одно место и говорит: “Я не закончил, застрял, жесть, там непроходимо”. А для офф-роудера это самое интересное, – чем непроходимее, тем лучше. Джиперам же как, найти грязь да застрять до вечера. Бывает, и всю ночь сидишь и копаешься, например в торфяниках, где машина топится».
Бывает, трек не составляют заранее, а ориентируются по офлайн-картам на месте. Кстати, все карты в BurnsOffroad отрисованы картографами вручную.
«Летом ездили до заброшенной деревни Лумпово. Теперь на месте деревни поле с еле виднеющимся забором. Пруд зарос тиной, а последний жилой дом покинут еще в 60–70-х годах. В дороге застряли, невозможно проехать. Сориентировались по картам, видим, посреди леса насыпь – раньше там была узкоколейка. Насыпь вся размытая, но все равно проехали прямо по кустарникам.
Заранее не знаешь, что тебя ждет. Например, едешь, а дороги нет: поваленное дерево. Поэтому с собой всегда бензопила. Распилили, проложили себе путь и поехали».
В навигаторе двухслойная карта: топографическая и спутниковая. На топографической видно старые дороги, которые помечены пунктиром.
Допустим, цель доехать от точки А до определенного населенного пункта. Можно посмотреть старые дороги на топографической карте, а потом свериться с картой спутника — есть ли возможность проехать.
Квадроциклисты
«Мы стараемся выезжать за пределы республики, в соседние регионы, к друзьям клуба», – как глава клуба, Дмитрий сам определяет, куда ехать. В течение года приходит информация о новых интересных местах: в соцсетях, смежных сайтах, от джиперов.
Конструктор маршрута BurnsOffroad
«Самое главное – это трек. Если у меня мероприятие, я знаю точку старта и финишную точку. Это основное. Остальной путь осваиваем сами, мы же квадроциклисты. Готовлюсь так: сажусь за компьютер, открываю карты – либо спутника, либо гибрид спутника с картами топографическими – и рисую трек.
А может быть поездка по азимуту. Просто выбираем точку и без трека идем по координатам».
«На карте отмечен трек, транспорт – точкой, и она двигается. Поэтому я понимаю, когда приближается поворот, например. Трек работает в автономном режиме, если до этого телефон синхронизировался с программой».
Навигатор ведет по треку, который сохраняется в телефоне. Для этого нужно скачать оффлайн-карты. Конструктор автоматически замеряет расстояние, чтобы рассчитать бензин, примерное время. Хотя по времени сориентироваться сложно, всё-таки бездорожье.
Чем отличается однодневная вылазка от экспедиции
Поездки отличаются подготовкой. Есть дневные, а есть двух-трехдневные и даже недельные.
Экспедиции
Начинаются сроком от двух дней. Например, Дмитрий в основном устраивает экспедиции в интересные места и к удмуртским достопримечательностям:
«В последний раз с друзьями из Набережных Челнов ездили на заброшенную атомную электростанцию. Станция уже была готова к запуску, реакторы только завезли, а потом случился Чернобыль, и всё, жители запротестовали и станцию забросили.
А ближайшая поездка у нас на вторые майские праздники. Будет двухдневная экспедиция. Пойдем на священную для удмуртов гору Байгурезь, а оттуда уже на Кулигу, на исток реки Камы».
Фото горы Байгурезь Министерства культуры Удмуртской Республики
Это знаковые места для Удмуртии. Байгурезь – природный памятник региона высотой 251 метр над уровнем моря. Гора стоит у реки Чепцы, окруженная еловым лесом. По поверьям, ее охраняет добрый дух Бай, а название переводят как «богатая» или «немая гора».
Однодневки
Вылазки выходного дня – спонтанные. Как правило, спонтанные вылазки из пары часов превращаются в многочасовые поездки до утра.
«Подумал, что на два часа, а там грязь. Засел и вызываешь помощь, чтобы вытащили. Техника в лесу работает на износ», – делится Анатолий.
Поломки в пути, непроходимые места, экстренные ситуации
Дмитрий: «В прошлом году поехали до заброшенной деревни Тутыль, уперлись в мост за 40 километров до конечной точки. Какое-то поле вдалеке, одинокий дом, появилась бабка и говорит: “Не едьте туда, там дороги нет”. Но мы, естественно, поехали. Одна машина сдохла через 10 минут. Потом, когда оттуда вырвались, на поле, на ровном месте, два переворота. Вся поездка состояла из поломок. В итоге до места добрались с задержкой в 4–5 часов».
Застрявших вытаскивают лебедками, а поломанных чинят сразу на месте. Если не помогло, вывозят на ближайшую трассу и вызывают эвакуатор или прячут в лесу и возвращаются за квадроциклом позже.
Анатолий: «В дороге на Лумпово нужно было преодолеть две речки. У товарища в реке сломался мост. Мы два дня жили в лесу у машины. Разобрали её, на пеньки поставили. Один из нас сходил километров за 40, чтобы поймать связь и позвонить – ушел утром и пришел к обеду, часам к 15. Попросил, чтобы знакомые привезли детали.
Весь клуб не выбирается в каждую поездку. Поэтому мы знаем, в случае чего, наши одноклубники приедут, выручат. Либо запчасти привезут, либо горючее».
Джиперы берут машину на веревку, дотаскивают до асфальта или до ближайшего населенного пункта. Либо оставляют на месте, а потом приезжают с нужными запчастями и ремонтируют. Как правило, офф-роудеры с детства дружат с техникой и сами справляются с ремонтом.
«Или поездка к Лумпово, а потом до города Игры. До Лумпово два дня непроходимой грязи, через речки – строили мост, чтобы проехать. Доехали до Лумпово и не смогли проехать болото. А чтобы проехать дальше, нужно стелить дорогу бревнами. В итоге развернулись, не доехали до Игры. Но в дальнейшем все равно планируем пробить туда дорогу».
В BurnsOffroad можно поставить на карте метку, даже если нет подключения к интернету. Нажимаешь на экран, высвечиваются координаты. Их можно заскринить и отослать позже, когда будет связь. К меткам в труднодоступных или красивых местах прикладывают фотографии и описания.
Анатолий: «Весной засели в торфянике под снегом. Машины разворошили, не проехать никак. Остались до утра ночевать, сварили суп. В 4 утра кое-как поймали интернет, заскринили место, отправили в приложении скрин с местоположением. Утром приехали товарищи, привезли пирожков, веревки, вытащили нас».
Делимся опытом
Офф-роудеры делятся опытом в соцсетях, в группах, в чатах. После поездки выкладывают треки, фотографии и небольшие отчеты в приложении.
Анатолий: «Пока едешь по треку, он автоматически определяет скорость, записывает все данные. После окончания маршрута вся статистика сохраняется: время в пути, средняя скорость, высота над уровнем моря, метки. Треком можно поделиться с другими – сделать его публичным. Кто захочет поехать в ту же область, может сориентироваться по сложности маршрута, посмотреть фото и комментарии».
Дмитрий одним из первых стал делиться записанными покатушками с другими офф-роудерами:
«Мои треки стали пилотными, по крайней мере, по Удмуртии. А вообще, любой трек можно скачать, импортировать через конструктор маршрутов, изменить под себя или оставить как есть. Можно подрезать, модифицировать, дорисовать.
Как ответственный за клуб, перед выездом я делюсь треком со всеми участниками поездки. В случае форс-мажора, если устройство погибло или кто-то отстал, трек будет у всех».
Могут ли ездить новички
Анатолий: «Когда большая вылазка, готовимся за 2–3 недели. Выставляем объявление в BurnsOffroad с описанием маршрута. На это объявление могут откликнуться и новички, и профи. Новички пишут в комментарии, какая машина, чтобы могли подсказать, подойдет для трека или нет. Например, Нива с колесами 33 размера, резина Сафари 500, есть или нет шноркель для проезда по броду, лебёдка. В чате сразу можно определиться, сможет ли участник присоединиться к треку.
Или, например, вы решили съездить на Байкал летом. Описываете поездку, к ней может присоединиться кто угодно. В чате обсуждаете детали, кооперируетесь и едете».
Если сомневаетесь, осилите ли дорогу, в BurnsOffroad можно посмотреть метки от других пользователей. Обычно на них отмечают сложные места, пишут предостережения, прикладывают фото труднопроходимых мест.
Анатолий: «Каждый год весной в Удмуртии проходит открытие и закрытие сезона. Новички пробуют бездорожье, заражаются этой темой, потом переделывают машины.
Чтобы покорять бездорожье, не обязательно быть профессионалом. Главное начать, а опытные ездоки помогут и подскажут».
На правах рекламы.
В комментариях запрещен мат.