Раздаточная коробка гоночного «Соболя 4х4»
После статьи о коробке передач боевого «Соболя» гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» возникло много вопросов о раздатке, работающей на этой машине в паре с КПП. Раз есть вопросы, то будут и ответы. Технический директор команды Иван Седов эксклюзивно для читателей EX-ROADmedia раскрывает очередную партию тайн об устройстве гоночного «Соболя 4х4».
По отзывам, публика хотела больше узнать о раздаточной коробке (далее — РК), которую мы применяем на наших «болидах», так вот информация собрана, в принципе давно, но почему я не торопился публиковать? Да потому, что не спешил… Просто не было желания, поскольку сведения довольно обыденные и рассказывать о том, как круто корейцы придумали неплохую РК и удачно продали на один из автозаводов в России, который ленился, а может, и просто не мог разработать самостоятельно свою раздатку, не то чтобы не хочется, но и даже как то стыдновато…
Ну, а мы пошли по пути наименьшего сопротивления и решения — просто переняли РК того же производителя, что и используемая пока нами КПП — Dymos, которая не тянет штатную РК полноприводного Соболя — просто не вытягивает ее и ломается. Так что пока мы катаемся на стоковой РК Dymos.
Немного о характеристиках РК:
- Полный привод — Парт-Тайм — постоянный задний, подключаемый передний.
- Привод фланца переднего моста (тип передачи крутящего момента) — цепной (что позволяет частично компенсировать разницу частоты вращения переднего моста, относительно заднего — актуально для наших условий эксплуатации).
- Управление исполнительным механизмом — электронный сервопривод — червяк — вилка — муфта с синхронизатором. Синхронизаторы позволяют довольно безболезненно включать передний привод практически на любой скорости, в случае необходимости.
Еще в стоковом исполнении есть пониженная передача с коэффициентом понижения 2,542 , но у нас она отключена электронно, поскольку запрещена регламентом.
У кого возникнет желание более подробно почитать о такой РК, то на просторах интернета есть довольна неплохая инструкция и отзывы об эксплуатации в стоке
На соревнованиях, даже на марафоне, мы проезжаем не более 10000 км. В рамках Чемпионата России — так это вообще в районе 1000 км. Поэтому раздаточная коробка, надо отдать ей должное, при аккуратной эксплуатации выдерживает. Хотя после каждой гонки, как и все узлы, подвергается ребилду. Говорить о тех же проблемах, которые испытывают, по отзывам, владельцы автомобилей, с которых взята РК, не могу — казусы пока не зарегистрированы.
Нюанс установки в нашем случае - это то, что в «Соболе» логично скомпонованы серийные узлы. Привод переднего моста - слева по ходу движения, выхлопная труба, чтобы не жарить водителя и его ноги — справа. А вот в базовом исполнении автомобиля, у которого мы позаимствовали агрегат, ситуация иная — привод моста переднего - справа по ходу движения.
В нашей команде периодически возникают сложности с электроникой и прочими нежностями, ралли-рейд - спорт все-таки суровый, но с железом работаем точно на раз-два. Отпилить, приварить, а уж тем более «приладить» - не вопрос! Для реализации переворота-разворота РК на практике был спроектирован переходной фланец, который, по сути, представляет из себя лист железа с точками крепления к КПП и точно такими же точками, только в повернутом в нужном для нас направлении, крепления РК. Угол поворота РК для автомобилей класса R и Т1 у нас отличается — особенность компоновки агрегата.
В процессе разворота РК в нужном, правильном для нас направлении мы предполагали, что корейцы наверняка придумают уникальную систему смазки механизмов, а не просто хаотично разбрызгивающие масло «лопатки». Так и есть: внутри - полноценный насос с заборником, который с нижней части картера РК забирает масло и давит внутрь вала, смазывая шестеренки и муфты изнутри (по аналогии смазки коленчатого вала двигателя).
Пришлось взять топливный заборник ГАЗ-24 с насадкой-фильтром, которой отсекает крупные механические фракции, появляющиеся в ходе эксплуатации. А почему топливный заборник — так он просто подошел по внутреннему диаметру.
Конструкция получилась удачная и без изъянов: фильтр работает как нужно, и имеет примерно тот же размер ячейки, что и штатный РК, металлическая трубка жестко закреплена среди механизмов и цепи, что исключает случайный нежелательный контакт, гибкий шланг делает безболезненное сочленение трубки и насос, которой немного двигается на валу во время работы.
Штатную систему вентиляции картера просто заглушили, чтобы через «сапун» не вытекало масло, ведь теперь у нас верх — это низ, а низ — это верх.
А вот как раз в новом «потолке» установили новый «сапун».
Собственно, вот и весь секрет по перевороту-развороту раздатки относительно КПП. Особое внимание хотел бы обратить на поверхность внутри картера, а также на переходном фланце. Внутри - идеальная чистота, на фото РК - видавшая виды, прошедшая «Шелковый путь». На фланце отчетливо виден силуэт полости картера РК — оксиды железа разъедены, остался чистый металл — большое спасибо нашим спонсорам за предоставленные качественные смазочные материалы! Работа налицо, а в нашем случае — на фланец.
Под занавес вспомнил еще один нюанс, почему не имел желания писать про РК — это информация просто к сведению и абсолютно бесполезна к применению. На серийный «Соболь» такую РК не поставить — геометрически не влезет, передний кардан получается длиной 15 см — естественно, абсурд…
В следующей статье, если все сложится, то речь пойдет о…
Специально для EX-ROADmedia.ru
Технический директор команды «ГАЗ Рейд Спорт» Иван Седов
Материал из спецраздела "Соболь 4х4"
В комментариях запрещен мат.